Василий Кандинский и MEISSEN

Dec 24, 2021 17:45

Среди изделий Майсенской мануфактуры, которые вошли в лимитированную коллекцию 2019-2020 на Вернисаже в сентябре, было представлено несколько предметов с оригинальной, выдержанной в определенном стиле классического авангарда, росписью. Это были чашки, блюдца, десертные тарелки и менажница.




Вернемся к истокам истории графического абстрактного дизайна на изделиях Майсен

Коллекция графического искусства в одном из самых значимых музеев живописи 19-20 веков в замке Морицбург в городе Галле (Halle) содержит девять известных акварельных дизайнов для росписи чашек и тарелок мастера авангардизма, выпускника, а в дальнейшем преподавателя и теоретика школы и художественного объединения Баухаус Василия Кандинского.

Дизайны были созданы во времена сотрудничества Кандинского с государственной фарфоровой мануфактурой (ИФЗ) в Санкт-Петербурге в России.





В 1922 году Кандинский привез проекты в Германию. Сразу после возвращения он представил чашку, расписанную по его дизайну, на первой русской выставке искусств в Берлине осенью 1922 года.

В коллекции Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже как оказалось представлена чайная пара из личной коллекции Кандинского. На ней изображён товарный логотип MEISSEN - два скрещенных кобальтовых меча.

Это привело к предположению, что Кандинский намеревался реализовать свои проекты в Германии в сотрудничестве с Майсенской фарфоровой мануфактурой. Это чашка единственное свидетельство возможной совместной работы художника и Майсен. В соответствии с такой находкой, на очередном праздновании юбилея школы Баухаус, MEISSEN вместе с Фондом культуры Саксонии-Ангальт (область Германии, где было распространено течение Баухауз) и Морицбургским художественным музеем в Гаале решили использовать все имеющиеся эскизы Кандинского, которые хранятся в коллекции вышеупомянутого музея.

Впервые за сто лет с момента зарождения новой авангардной идеи декора посуды Майсенские художники смогли подарить вторую жизнь дизайну Кандинского.
Несколько слов о самом Кандинском

Кандинский говорил о живописи как о музыке. Она вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у зрителя ощущение гармонии.

Так же, как и в музыке, если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.



Василий Кандинский был родом из Москвы, но проживал большую часть жизни в Германии, а потом во Франции. Кандинский учился на финансиста, однако проявил огромный интерес к живописи и создал свои первые абстрактные композиции в 1911 году, в которых в изображении природы он ставил акцент именно на игру цвета и ассоциативные свойства оттенков красок, линий и композиции. Он начал свою работу в рамках Баухаус в июне 1922 года. Именно в этот художественный период также им были созданы образцы рисунков, размещенные в Морицбургском художественном музее Галле, которые были приобретены у самого Кандинского в конце 1920-х годов тогдашним директором музея Алоисом Дж. Шардт (Alois J. Schardt)

На тот момент он уже считался одним из важнейших теоретиков современного искусства и основоположником абстракционизма. До октября 1925 года он возглавлял мастерскую по настенной росписи, а также вел подготовительные курсы по теории абстрактной формы и аналитическому рисунку. Зимний семестр 1926/27 гг. позволил ему занять должность руководителя мастерской живописи - должность, которую он занимал до закрытия Баухауса в 1933 году.
MEISSEN X KANDINSKY EDITION

В рамках столетия художественной школы Баухауса, которую основал и спроектировал Вальтер Гропиус в городе Дессау, персона Кандинского привлекла огромное внимание искусствоведов и художников. На выставке BAUHAUS MASTERS MODERNISM. THE COMEBACK (она проходила в Морицбургском художественном музее в Галле, 29.09.2019-12.01.2020) были показаны все оригинальные образцы рисунков, которые стали вдохновением для небольшого проекта MEISSEN X KANDINSKY EDITION - это очень редкая и уникальная возможность, особенно учитывая тот факт, что светочувствительная акварель, которыми написаны эти образцы, может быть продемонстрирована в таких открытых условиях только ограниченное время.



Более того, они были выставлены с четырьмя оригинальными акварельными картинами художника, выполненными им в рамках своей коллекции, состоящей из восьми акварельных работ. Эти картины были приобретены музеем в 1927 и 1929 годах. В рамках выставки, посвященной художникам Баухауса, будут также представлены вниманию и многие другие работы, которыми с удовольствием поделились ради выставки некоторые международне организации, в том числе Центр Помпиду в Париже. Эти произведения искусства дают общее представление о работах Кандинского между 1919 и 1933 годами, годами Баухауса в Веймаре, Дессау и Берлине.

Кроме этого, решение почтить память великого художника-абстракциониста было принято и мастерами Майсенской мануфактуры, которые расписали некоторые изделия на основе всех эскизов для посуды росписи Кандинского.

Источник https://art-salon.eu/ru/istoriya-i-osobennosti-farforovogo-proizvodstva/vasiliy-kandinskiy-i-meissen


дизайн, Кандинский, роспись тарелок

Previous post Next post
Up