Лидия Андреевна Тихолаз, Лида, Лидия, Лидуня!
Так уж получилось, что на сегодняшний день я лучше всех знаю эту женщину. Знаю не как она живет, а чем живет. «Хорошая девочка Лида…. Да чем же она хороша?»
Я хочу рассказать не об уникальном художнике, писавшем свои картины ногами (об этом подробнее можно прочитать в моей книге «Навстречу жизни»), а о потрясающем человеке, человеке с рабочей душой, праздник встречи с которым мне подарила жизнь. Мечтаю, чтобы о непростой судьбе этой мужественной женщины узнали люди.
Её часто сравнивают с Н. Островским и А. Маресьевым. С теми, кто огромным напряжением воли и жаждой жизни сумел взлететь над судьбой и найти своё место.
Но мне не хочется сравнивать их. И не потому, что её недуг и судьба несравнимы ни с чьей судьбой. А потому, что каждый человек самостоятельно переживает свою боль и своё счастье. Да и Н. Островский оказался прикован к постели, когда ему было уже за двадцать, Маресьев остался без ног в ещё более зрелом возрасте. В какой-то степени это оправдывалось временем и войной. И прежде чем судьба поставила их перед жёстким выбором, она дала им познать радость полноценной жизни.
У Лидии такого шанса не было. Болезнь сковала её уже при рождении: она была лишена возможности что-либо делать руками. Три буквы ДЦП будто забором отделили её от школы, от гуляний во дворе и вообще от беззаботного детства. Невозможно представить, что приходится переживать этой женщине изо дня в день. Я пробовала, не получилось, да и ни у кого не получится.
Лидуня всегда мечтала что-то подарить людям. Долго думала и нашла: «Подарю-ка я им свои картины». Эта мысль и подтолкнула её стать художником. Её творчество было замечено и оценено и на государственном уровне, Лидии Андреевне было присуждено звание заслуженного художника Украины. Больше всего она хочет, чтобы при общении с людьми между ними ничего не стояло: ни званий, ни болезней. Только любовь и доброта.
Но это в прошлом. Сейчас же она просто хороший, добрый человек, всегда радующийся моему приходу. Жизнь - это обязанность и любовь. Этот девиз ведёт её по жизни и не даёт скатиться до депрессии и слёз, которые в её положении только помеха. Или до злобы и недовольства. «Я счастлива», - не раз слышала я от Лидии.
Да, Лида уже ничего не может физически, но дух-то, дух-то остался прежним. Упрямство воли помогало ей по жизни. Она для меня - подтверждение, что именно дух для человека играет первостепенную роль, не глаза, не ноги с руками. Человек жив, пока жив его дух. Она светлый и чистый человек. Прихожу иногда к ней без настроения, рот набок, но посмотрю на её улыбку-и становится стыдно.
В наш эгоистичный век каждый думает о себе. У нее же всегда найдется человек, которому, по ее мнению, гораздо тяжелее. Парадокс? Нет. Человек, страдающий сам, всегда с пониманием относится к мукам других. Есть ещё одно объяснение: Лидия Андреевна-глубоко верующий человек, со смирением относящаяся к своей судьбе, принимающая её как то, что ниспослано Богом. Бог помогает в её скорбях, всегда незримо присутствует рядом, потому что она верит и любит Его так же, как и людей, оказавшихся рядом.
Лидия Андреевна Тихолаз доказала своей жизнью и творчеством, что инвалид-это не клеймо. Инвалид - это всего лишь человек ограниченных возможностей. Он прежде всего-человек. А ограничены ли у него физические, умственные или финансовые возможности-это уже второе. Главное - он человек! А это, как нас учил А.М. Горький, звучит гордо!
Главное для художника - его зритель. И неоднократно я, гуляя с Лидией Андреевной на улице, встречала взгляды людей, теплеющие при виде женщины: «Спасибо, что вы есть! Мы вас помним и любим!» По-моему, это самая дорогая награда.
Когда к человеку подходит старость, он задумывается о двух вещах: что дальше и что останется после него? С первым вопросом у Лиды полная ясность: дальше - Бог. А вот со вторым все сложнее и проблематичнее. Её картины путешествуют по всему миру: в Турции, Германии, Австрии, Польше, не говоря уже о странах СНГ. Их больше шестисот. У Лиды много полотен, которые нашли свое место в частных коллекциях. Прихожу к ней домой и если раньше с радостью смотрела на её картины, то теперь больше с печалью. Для кого? А ведь она писала их для вас! Это подарок вам, дорогой читатель и зритель.
Благодаря севастопольским меценатам Художественный музей имени М.П. Крошицкого уже имеет две картины Лидии Тихолаз. И скоро он пополнится ещё одной - её «Автопортретом»
Все рождаются и все умирают, но немногие понимают, зачем они живут. Она знает.
Е. Москаленко
Слава Севастополя