Школа - уравнение без корней

Nov 15, 2013 13:46

Осваиваем программу 1 класса только, а я уже готова подписаться под каждым словом этого умнейшего педагога. Потому что учим не то, что необходимо, важно и полезно, а то, что нужно СДАТЬ в итоге...И к чему у моего конкретно взятого ребенка нет ни склонностей, ни интереса((

rustam-kurbatov.livejournal.com/169334.html

Вот писали наши девятиклассники  ГИА. Задание: «Словосочетание «сказал радостно», построенное по принципу примыкания, заменить на синонимичное, построенное по принципу управления». Такое впечатление, что группа академиков и член-корреспондентов, для которых это «управление-примыкание» и есть вся жизнь, потому что в жизни они навряд ли что-то делать другое могут, так вот эта корпорация почтенных людей держит под контролем всю территорию страны. И всё население.Они думают, что это и есть образование, и хотят, чтобы все остальные думали также.
Скажите, ну где и зачем это может быть нужно? Где пригодится это «примыкание-управление»? Кому? Юристу, экономисту, врачу? И если практического смысла нет, может это нужно для развития каких-то особых психических свойств личности, каких-то, простите, понятийных структур?
Или это наш ответ на глобальные вызовы цивилизации? Или так мы понимаем модернизацию Российского образования? Или, может, это по статье «гуманизация»?   Думаю, пока мы будем заниматься на главном школьном предмете - русском языке - этими «примыканиями-управлениями», нас не только Китай и Корея обгонит по уровню жизни, но и Венесуэла с Гондурасом.

***
В школе все мы решали уравнения. Это были специально составленные уравнения, и всегда можно было найти решение. Но в жизни бывают уравнения без решений…. Мне всё больше кажется, что сама Школа - это уравнение без корней.
Левая половина не равна правой ни при каких значениях. С одной стороны, выполнение государственной программы, всех этих ЕГЭ и ГИА - того, что Оно, государство ждет от нас. С другой - понимание, что такое настоящее образование, здравый смысл; любовь к детям - в конце концов.
В чем смысл этого самого образования с обычной, не министерской точки зрения? Желание видеть ребенка здоровым, умным, добрым. Счастливым человеком.
Проектный метод, новые учебники, интерактивные доски, уроки-погружения - ни при каких значениях этих переменных уравнение не сходится. Нет корней.
Выполнять государственную программу - не профессионально. Все равно, что лечить таблетками строго по инструкции, зная, что применение   препарата вызовет лет через десять тремор и склероз сосудов.
Одно из двух: или любить ребенка или выполнять государственную программу.
***
Что ж делать?
Ясно, что государство от своего не отступится. Ну хорошо, Единый экзамен - так Единый экзамен. Пусть только оно четко озвучит свои претензии: что, по его мнению, должен знать выпускник школы. И пусть проверяет нас строго - но проверяет результат, а не процесс. Ну нельзя же, в конце концов, контролировать и то, и другое. «Надо определяться», - как говорил Михаил Сергеевич Горбачев.
Выделим в выпускных классах на предметы, по которым существует ЕГЭ, столько часов, сколько нужно: два-четыре-шесть… И будем готовить, тренировать, натаскивать… Поставим каждому выпускнику компьютер с программой по подготовке к ЕГЭ и научим его как зайца стучать по клавиатуре.
Богу - божье, а кесарю - кесарево… Стандарт-то какой? Государственный? Так и выполним его для Государства.
Но остальное время - будем честно работать. Делать интересные дела, решать головоломные задачки, смотреть фильмы, беседовать с людьми, писать тексты, читать хорошие книжки, ездить на экскурсии, ставить опыты… Как много можно в школе делать вещей интересных и полезных! И, что примечательно, эти слова почти синонимы: всё, что по-настоящему интересно для ребенка - полезно для его развития.  Будем спокойно и тихо работать, делать свое дело, а перед экзаменами - готовить детей к экзаменам.

***
Это требует и от нас, и от родителей, скажем громко, гражданской позиции. Не бояться сказать, что мы хотим учить и воспитывать своих детей тому и так, как мы считаем нужным. И взять на себя ответственность.
Это нехоженый путь, не шоссе государственной программы, и никто не дает гарантий. Может, будут ошибки, может, заблудимся, даже - зайдем в тупик.  Но хуже не будет.
Сказать: «Я буду учить и воспитывать своего ребенка не по государственной инструкции» - гражданский поступок, как выйти на площадь или поставить подпись под письмом протеста. Не все на это способны.

экстернат

Previous post Next post
Up