Оригинал взят у
anna_ponomareva в
Кисть, не знавшая краски Бытовая археология
Десятки лет, проведенные на щедро предоставленной людьми,
неохватной практической площадке - бытовых раскопках - не прошли для меня даром.
Загрязнения были настолько изощрены, упрямы и разнохарактерны, что пришлось выдумывать, комбинировать свои инструменты и техники;
подбирать к каждой ситуации определенный пластический, силовой и прочий подход
(базовыми инструментами из супермаркета хорошо снимать только первые 15 см гуано, дальше - тонкая работа).
Подметаешь сначала камазами, потом уазиком, потом тачками, лопатами, метлами, комнатным веником, метелкой
и, наконец, держишь в руках золотую кисть.
Не сразу я поняла, что коллекционирую кисти - всевозможная кисть, оказалось, основа моего технопарка.
Даже то, что кистью на первый взгляд не называется, по сути своей, смотришь - опять кисточка получилась (справа от меня сейчас огромная израильская кисть-коромысло, на плече привезла).
Редкий вечер, когда я не перебираю магическую шерсть какой-нибудь из них, прислушиваюсь к сухому шелесту, отпрыгивающих от пальца, ворсинок.
*
В сильно пожилом доме я не бросаюсь менять оконные рамы, выключатели и розетки, выкорчевывать смесители.
Присматриваюсь, восстановимо ли былое очарование предметов.
На предметном столике в ряды выстраиваются одноразовые кисточки расщепленного дерева, разлохмаченные кончики ватных палочек;
деревянные «реснички» зубочисток, переломленные определенным образом пополам (и многое другое, что не успела еще фотоподготовить для этой статьи).
Реснички, к примеру, хорошо снимают наляпы красок с пластиковых коробков выключателей и розеток, не царапая их.
Дерево на сломе содержит микроскопическую влагу, открывается волокнистая пористость - получается эффективное трение
(это не работает, если не разломить палочку и тереть внешней, гладкой ее стороной).
Подчеркнутую, выразительную опрятность выключателю я придаю следующим образом:
Аккуратное сухое извлечение
большой кистью с длинными, жесткими ворсинами обметаю грубый слой загрязнения (полетят крупные куски спрессованной пыли, мертвые жуки и всякие застряшки);
движения вбивающе-выметатательные; очень энергичные, крупные.
Проникновение длинных, тонких и вместе с тем жестких ворсинок во впадинки/щели выключателя
сработает как крючки-хваталки - всю нечисть на свет из глубины вытянет.
Основная очистка и отбеливание
после того, как обметен крупный сор, в силу вступает кисть зубной щетки, абразивный материал и некоторая влажность
(растушеванные на любой гладкой палитре одна точка зупасты и одна капля воды).
такого соотношения достаточно, чтобы на выключателе не осталось ничего, кроме свежего, обновленного внешнего вида пластика;
уже не сухая, но еще не влажная зущетка будет собирать на себя остатки мелкого пыльного слоя и наличием зупасты осветлять поверхность.
Характер движений вбивающе-выметатательный, но в мелкой, интенсивной моторике.
В заключение можно пройтись по самой тонкой резьбе зубочисткой обернутой в салфетку (кончик пропитать 1/3 капли воды).
И махнуть деревянной ресничкой напоследок, если нужно.
Все то же самое.
*
Угловая залежа.
В домах я всегда нахожу ее нетронутой, значит никто ею не интересуется.
А она хитрая, если ее чем-нибудь острым не разворошить, не вымести короткой, жесткой кистью,
протирай не протирай подоконник - залежа выдыхает сор безостановочно:
вслед за движением створок открываемого окна;
раздуваемая ветром, при открытых окнах.
После сухой выметки и обработки всей рамы грубой металлической щеткой
протираю окно массивным шматком горячего полотенца (тонкая материя разрушится сразу от такой текстуры, занозы получишь).
И окном приятно пользоваться: открываешь - ничего не сыпится, закрываешь - не осыпается; сидишь на подоконнике в белом.
Первые этажи дома (там, где лестницы, сложносочиненные полы) и ветхие входные группы
во всех своих углах и впадинках тоже содержат богатые залежи спресовавшейся залежи.
Достаточно ликвидировать их очаги однажды, чтобы последующие уборки были воздушнее, легче...
*
Продолжение темы уже раскрывается в следующих набросках:
«Бытовая химия», «Бытовая скульптура» и прочие «Пылесборники».