Книги и фильмы 2013

Dec 30, 2013 23:44


Книги
(из того что вспомнил то, о чем есть что сказать)

В этом году чтение пошло вразнос - сплошная электронная периодика и немного бумажной. Стопки недочитанных книг и ряды нераспакованных. Исправлю в следующем, есть идея как.


Иванов - Реакционная культура: от авангарда к большому стилю. Из лучшего по нашему искусству до 50-х, что читал. Тем, кто любит рассказывать, как богомерзкая советская власть задушила прекрасный авангард - горячо рекомендую. Изложение по двум направлениям: сравнение нашего и немецкого и сопоставление искусства с социальной жизнью. Книга очень густая - обилие цитат и спецтерминов заставляет отвлекаться на справочники. Димочка, спасибо тебе огромное.

Пиз - Новый язык телодвижений. Познавательно, но по-маркетинговому поверхностно (“старайтесь не встать на фото справа” и т.п.). Пожаловался А. Рыжкину, он сказал, что надо читать Экмана.

Хоккинс - Об интеллекте. Плотно и умно, нейронные сети, схемы работы, фундаментальные отличия компьютера от человека и т.п. Оказывается, можно камеру подключить к языку и человек начнет через неё "видеть".

Фрейд. Лекции по психоанализу в каком-то американском университете, Таня дала. Увлекательно. Любящим анекдоты «иногда банан - просто банан» рекомендую для подправления картины мира. (Если вы интеллигентны и начитаны, то заранее простите, я вот Фрейда не читал раньше, для меня он нов).

О детском рисовании. Озеровой. Не показалось глубоким. Многое не соответствует опыту. По-моему, проходная книга.

Найджел Латта про детей и про подростков, про мальчиков, про девочек. По-американски политкорректно, по-отцовски правдиво. Хорошие книги о воспитании детей. Вообще, обилие в магазинах книг этой направленности говорит нам о том, что родители не совсем понимают, что им теперь делать. Есть некоторый дифиицит воспитательных знаний в воздухе.

Одноэтажная америка. Да что тут говорить - отличная книга Ильфа и Петрова об американской жизни, легкая и описательная, без каких-то подтекстов. Лебедев говорит, что ничего и не изменилось с тех пор.

Учебник логики Ивина. Очень хороший. Не устану напоминать о важности формальной логики в жизни. Прочитаешь этот тоненький учебник и потом, слушая людей, думаешь “да что же ты несешь, елки-палки”. Многим кажется, что изучить логику - значит убить какие-то тонкие духовно-сердечные движения в своих мыслях и речи. На самом деле это не так. На самом деле нелогические построения - это вредный для здоровья борщ с пельменями, сыром, грибами и макаронами в придорожной закусочной, а логические - изящно сервированный вегетарианский обед в опрятной гостиной. И то и другое можно подать с любовью. С удивлением узнал о том, как бурно развивается наука логика в 20-м веке.

Ливанов - Книга Дуремара. Сборник слабоструктурированных отрывочных цитат о рисунке. Наверное, интересно раз в год полистать тем, кто у Ливанова учился, знаком с лексикой и т.п. Я не таков, поэтому мне не было интересно или как-то полезно. Вообще я люблю цельные произведения, из "цитатников" мне, в основном, Ежи Лец нравится.

Журнал с архитектурным уклоном “Московское наследие” - результатат Диминого насильственно-просветительского влияния. Дима, спасибо, журналы отличные. Вспоминаешь, что такое журнал, когда их читаешь.

Основы рисунка Могилевцева (плюс “Образцы для копирования” туда же). Купил в Академии художеств. Мне кажется, что по академическому рисунку я толковее не видел. Всё кратко, методично и по делу. Лексикон автора местами смущает (“плоскости” вместо поверхностей, “переломы” вместо поворотов и границ, и несколько загадочных слов, которые я не понял, потому что в строгановке они в этом значении не употребляются), но восприятию не мешает. В альбоме образцов - полно увеличенных фрагментов великих рисунков.

Исповедь Аврелия Августина. В начале жизни АА был тогдашним рекламщиком и преподавателем рекламного дела, то бишь ритором. В конце - достойным канонизации. Рассуждает удивительно глубоко и нежно ведет читателя за руку по своим рассуждениям. Ограничусь цитатой: «Всякий требующий только себе то, что Тобою предложено всем, желающий сделать своим то, что принадлежит всем, бывает отогнан от общего достояния к своему, т. е. от истины ко лжи, ибо кто “говорит ложь, говорит свое”»

Тора. С комментариями авторитетных раввинов. Я не был знаком с ветхим заветом иначе, нежели через историю искусства. Много встало на свои места. И не зря, конечно, некоторые люди так усердно её изучают - есть, что.

Фильмы
(что впомнил после тех, что в апрельском посте, см. тег “кино”)


Свой среди чужих, чужой среди своих. Смотрится на одном дыхании. Необычно мало сюжетных поворотов для фильма, сейчас снимают намного плотнее этом смысле. Особенно в конце, когда Шилов стреляет в убегающего Есаула, ждешь получасового продолжения. Логику ч/б и цвета не уловил.

Форест Гамп. Пересмотрел. Странно, что почти не помнил сюжет. Труднее, наверное, быть «умным» и вести себя с той же степенью честности, чем главный герой.

Контакт. Работа с зеркалами интересная. Непонятная романтическая линия, почему героиня не послала проповедника - неясно. Зачем с первых слов позвола его в кровать - тоже. Ну и всегда очень наивно выглядит эмоциональная женщина, попирающая тупых властьимущих, что-то подростковое в этом есть. Можно не смотреть.

Экипаж. Очень красивые кадры. Прекрасный финал. Подход к правосудию с отменами токсикологии «прекрасен» - найми юриста за много денег и нарисуй всё, что хочешь. Верующий второй пилот показался неубедительным в больнице, неужели и правда есть такие экзальтированные в пилотах? В принципе, можно тоже не смотреть.

На войне как на войне. Советский фильм о жизни и о людях. Без зверств, без надрывов, о простой военной жизни. Просто ехали, просто набирались опыта, просто несли потери. Опять бросилась в глаза неспешность сюжета - всё очень неспешно в сравнении в нынешнеми (интуитивно ждешь продолжения после первой потери, а уже конец). И фильм всего 90 минут. Зато смотришь и отдыхаешь. И люди настоящие. Нет героев, нет суперменов. Конечно радует, что 68 году сохранилось еще так много ходовой техники.

Щит и меч. Стыдно, но я не за всеми героями уследил кто кому кто и что. Очень наивно выглядят разговоры разведчиков прямым текстом за углом. Непонятно, как главгерой гуляет по городу с агентессой в кабриолете. Но что касается характеров  душевных устремлений - всё дидактически прекрасно, хоть и по-простому, незатейливо, без загадок и интриг (что очень, на мой взгляд, сочетается с обилием персонажей и сложными деловыми взаимодействиями). Незатейливый по нынешним меркам советский фильм про героев-разведчиков, который не захочется пересматривать.

Война. Балабанова. Очень сильный фильм, многие эпизоды потом пересмотрел. Всё на месте - и ужас, и правдоподобие, и человеческое отношение, и кто есть кто. Конечно, немного натянуто выглядит невредимость Ивана Ермакова после всех событий. Капитан Медведев - мощнейший образ, самый сильный человек в фильме. Лучший фильм Балабанова для меня.

Весна на Заречной улице. Добрый и светлый советский фильм. Как и многие другие добрые советские фильмы, учит правильным вещам. Рекомендую.

Однажды в Ирландии (гоблинский перевод). Ожидал угарной комедии в стиле Гая Ричи, оказался глубокий фильм с драмой. Главный герой набирает смысловой объем по ходу фильма, пока не достигает максимальной для человека глубины в конце. Хочется пересмотреть, из лучших новых фильмов.

Почти все фильмы года оказались достойны просмотра (хорошие ведь люди советуют!), за исключением некоторых вроде «Тэда» и «Муви 43», которые соблазнили гоблинским переводом, а оказались такими, что хочется помыться (Тэд еще и достаточно тупой).

книги, кино

Previous post Next post
Up