После
публикации моего трамвая на Метроблоге, довольно быстро выяснилось, что в Санкт-Петербурге до сих пор используют кодирование номера маршрута двумя фонарями разного цвета:
Применялось это ещё на заре трамваестроения, вот, например, вагон Ф начала XX века с двумя фонарями по бокам крыши (снятые светофильтры, музейная конка справа и татра Т3 на заднем плане как бы говорят нам, что снимок сделан в наше время):
Сначала это делали для неграмотных стрелочников, которые не знали цифр (раньше около каждой стрелки стоял рабочий, который должен был понять, куда трамвай едет, и переключить её).
Кстати, Ф означает фонарный. Но не потому, что у него есть фонари, а потому, что центральная часть крыши повышена и имеет разноцветные окна, через которые салон естественно освещается. Эта конструкция, называлась фонарем и была первым, на чем сэкономили (следующий был БФ - бесфонарный).