Опять не видим(?) граблей

Dec 14, 2015 21:57




Набиуллина в пятницу выступила с заявлением по итогам заседания Совета директоров. Главный смысл этого заявления, что все, может быть и не так хорошо, как хотелось бы, но, в рамках допустимого, и мы ожидаем, что ситуация будет улучшаться. Короче, «все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...». Хотя было несколько интересных моментов. Например, ЭС сказала «По итогам года инфляция окажется на уровне близком к 13% », забыв посмотреть на сайт ЦБ, где текущая инфляция указана в 15%. Чтобы инфляция опустилась за 20 дней на 2% нужна не просто нулевая инфляция за эти дни, а негативная, во что я не сильно верю, особенно в преддверии Нового Года. Еще она сказала: «В последние месяцы траектория нефтяных цен находилась между базовым и рисковым сценариями, и можно говорить о том, что вероятность сохранения цен на уровне ниже 50 долларов за баррель возросла.» После ее слов возникает ощущение, что сценарий, при котором нефть стоит меньше 50 долларов за баррель был предусмотрен и ожидаем (т. е. мы были готовы к ситуации). Это она передергивает. В пяти сценариях ЦБ ДКП на 2015 год самый стрессовый предполагал «снижение цены на нефть до 60 долларов США за баррель в 2015 году (стр.13, п.2.1). А вот в наступающем, 2016-м, году, да, действительно, предусмотрен сценарий ниже 40 долларов за баррель. Причем, как выяснилось чуть позже, в ходе брифинга, была взята отметка в 35 долларов.

Но намного более интересным были ее ответы на вопросы журналистов после монолога.
Особенно мне понравился ответ на вопрос о том, не случится ли в этом году такая же ситуация, как было в прошлом году, когда доллар за два дня подорожал с 59 рублей до 80-ти, после чего  ЦБ собрался ночью и поднял ставку до 17%.

Процитирую ее ответ полностью:

«Ситуация в этом году принципиально отличается от ситуации в прошлом году. Принципиально. Я напомню, что в прошлом году было сочетание сразу нескольких мощнейших, мы их называем шоков, внешних шоков. Первое. Достаточно быстрое и глубокое падение цен на нефть, которое привело к сокращению поступлений валютной выручки в страну. Второе. Финансовые санкции, к которым сейчас экономика уже приспособилась. И третье - на декабрь приходился пик выплат по внешним долгам и ни одного из этих трех факторов, в том объеме и в тех масштабах, в этом году, конечно, нет. Несмотря на то, что динамика цен сейчас неустойчивая, цены на нефть скорее волатильны, но вот такого масштаба падения, конечно, это просто нереалистично. Выплаты по внешним долгам в этом году будут в разы меньше и третье, то, что мы к финансовым санкциям приспособились и платежный баланс адаптировался уже к нынешним условиям. И, наверное, немаловажно, мы перешли к плавающему курсу, который позволяет, достаточно гибко и позволял в течение года отражать те изменения внешней среды, которые происходили, поэтому, конечно принципиально отличается ситуация. Повторения прошлого года быть не может.»

Такое ощущение, что это она больше себя убеждает, чем нас. Пройдемся по пунктам.

1. Глубокое падение цен на нефть. В прошлом году максимальное падение цены на нефть достигло, не поверите, аж 55 долларов за баррель. А сейчас, в момент, когда она это говорила, цена нефть опустилась до 40 долларов (сейчас, когда я это пишу, 36 долларов).

2. Финансовые санкции. Они как были, так и остались. А слова насчет того, что экономика приспособилась, так это означает, что прекратились инвестиции и экономика упала и лежит. Временами пытаясь закопатся поглубже.

3. Выплаты по внешним долгам. В прошлом декабре, действительно выплать надо было чуть больше 30 миллиардов долларов. Но и в этом надо выплатить немало - 20 миллирадов. На треть меньше, конечно же, но сейчас у нас и резервы уменьшились за год (в декабре 2014 года - резервы 418 миллиардов $, в декабре 2015 года - 365 миллирадов $).

Так что все три фактора на которые она указывает, как на причины прошлогодней паники (а иначе ночное совещание ЦБ РФ, с поднятием ставки до 17%, назвать нельзя) у нас присутствуют.

Был еще один фактор, который ЭС не упомянула, но, который тоже в прошлом году сыграл свою важную роль. Это история, до сих пор не очень ясная, о кредите ЦБ Роснефти через облигации, который, согласно многим аналитикам, и был тем камнем, который толкнул лавину девальвации.

А ведь ровно такая же история повторяется сегодня с ВЭБом, у которого долгов на более чем на 1,5 триллиона рублей. Ему тоже правительство хочет дать в долг. Причем через облигации не увеличивая дефицита бюджета. Журналисты четыре раза и так, и эдак, задавали вопрос о кредите для ВЭБа, но Набиуллина лихо и профессионально ни разу ничего конкретного не сказала. Единственное, что можно было понять, это то, что ВЭБу деньги нужны и Правительство ищет где их взять. И, судя по всему, ЦБ волнуется по этому поводу

Так что ждем момента когда Правительство найдет эти деньги, берем попкорн и смотрим на курс рубля.

власть, Набиуллина, ЦБ, нефть, доллар, экономика

Previous post Next post
Up