Известный американский философ Уильям Хокинг писал в те годы: "Не
следует спешить с суждениями о том, что наш век нерелигиозен. Потенциально
люди становятся более религиозными. Это развитие религии еще скрытый
факт"\10\.
Религиозные и мистические проблемы
волнуют в наши дни писателей так, как не волновали сто лет назад, за
исключением, пожалуй, России\15\.В защиту высших духовных ценностей
выступали: Ш. Пеги, Л. Блуа, П. Клодель, Ф. Мориак, Ж. Грин и А.
Сент-Экзюпери во Франции; Г. Честертон, К. Льюис, Т. Элиот, И. Во и Г. Грин
- в Англии; Т. Манн, Г. Гессе и Г. Белль - в Германии; М. Булгаков, Б.
Пастернак и А. Солженицын - в России; Д. Сэлинджер, Р. Брэдбери, Дж. Апдайк
- в Америке; Д. Папини - в Италии. Драматизм духовных исканий и кризисов с
необыкновенной силой изображен в творчестве Ф. Кафки и Р. Рильке. И даже
критикуя религиозную жизнь своих современников, многие писатели делают это
во имя очищения и обновления веры. Таков же был смысл и обличительных речей
древних пророков и Отцов Церкви, которых всегда отличала непримиримость к
любым искажениям подлинной религиозности.
Во многих отраслях науки ведущие специалисты XX века стоят на позициях,
противоположных материализму. В физике это - В. Гейзенберг, в математике -
Г. Кантор, в биологии - Р. Шовен, в нейрофизиологии - Д. Экклс, в
антропологии - П. Тейяр де Шарден, в палеоархеологии - А. Брейль, в
этнографии - В. Шмидт, в историографии - А. Тойнби, в психологии - К. Юнг
Показательно и положение в философии. Крупнейшие мыслители нашего
столетия - будь то интуитивист А. Бергсон, томист Ж. Маритен, органицист А.
Уайтхед, экзистенциалист К. Ясперс или "рыцарь свободы" Н. Бердяев -
провозглашают высшую духовную ценность религии.
Наступило время и небывалого расцвета богословия, который представлен в
православии такими именами, как С. Булгаков, П. Флоренский, В. Лосский, в
католичестве - Р. Гвардини, И. Конгар, К. Ранер, в протестантизме - К. Барт,
П. Тиллих, Р. Нибур. Развивается религиозная мысль и в иудаизме (М. Бубер),
и в индуизме (Ауробиндо Гхош)\17\.
Знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится
цивилизация, подчеркивал, что только религиозные идеи могут вернуть здоровье
обществу. "В настоящее время, - писал он, - только один страх вынуждает
людей сохранять мир. Однако такое положение неустойчиво и должно быть
заменено чем-либо лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип,
который мог бы стать более прочной основой для устройства наших дел... В
нашей части мира этот принцип содержится в христианской доктрине, Мохандасу
Ганди удалось воплотить его в жизнь"\24\.
Примечания
/10/. W. Hoking. The Meaning of God in Human Experience. London, 1912.
P. VI.
/15/. История обращения к вере властителей умов нашего столетия
рассказана в книге, вышедшей под ред. Ф. Лелотта (Convertis du XX siecle.
Paris, 1955-1956. V. 1-3).
/17/. См.: В. Зеньковский. История русской философии. Т. 1-2. Париж,
1948-1950; П. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA,
1974; М. Schoof. Przelom w teologii katolickiej. Krakow, 1972; W. Nicholls.
The Pelican Guide to Modern Theoligy. London, 1971. V. 1-3; J. B. Agus.
Modern Philosophies of Judaism; P. S. Surma. Hinduism through the Ages.
Bombay, 1956.
/24/. М. Борн. Моя жизнь и взгляды/Пер. с англ. М., 1973. С. 77.
Александр Мень. История религии. Том 1