Эпиграф:
Да не согласен я... с обоимиПродолжаем по мере сил рассуждать о трудных местах христианского вероучения. Довольно объемным камнем преткновения между христианской этикой и т.н. современной биомедицинской этикой является вопрос о статусе человеческого эмбриона. Эта тема затрагивает целый ряд весьма распространенных в нынешнем мире практик,
(
Read more... )
Reply
Тем более, этот аргумент еще зависит от того, какой точки зрения на происхождение индивидуальных душ мы придерживаемся: традуционизма или креационизма. Церковью допускается и тот, и тот вариант, однако вторая концепция значительно распространённей и лучше согласуется с современной философией и биологией. Креационизм утверждает, что каждую душу Бог создает непосредственно, так же как и душу Адама. В таком случае нельзя говорить, что нечто становится человеком, потому как этот акт божественного творения не выводим из физических, биологических или каких-либо еще законов. В соответствующем месте книги Бытия, если мне не изменяет память, в оригинале употреблен глагол "бара" - творение нечто принципиально нового.
Reply
Конечно можно. Поэтому в Библии масса запретов, связанных вообще с проявлениями половой функции. Но, конечно, статус гамет на ступень ниже, поскольку у гаметы самой по себе нет шансов стать человеком, а у оплодотворённой яйцеклетки в матке - есть. В общем, я думаю, что вопрос о допустимости абортов нельзя сводить к грани "еще не человек / уже человек". В конце концов, дочеловеческую природу мы тоже не можем уничтожать как нам вздумается.
акт божественного творения не выводим из физических, биологических или каких-либо еще законов
И тем не менее мы можем быть уверены, что эмбрион при нормальном развитии человеком станет и душу обретет. Или Вы допускаете, что Бог периодически создаёт "философских зомби"? :)
Reply
Не думаю, что поэтому. Древние евреи ошибочно считали, что количество спермы у мужчины ограничено и дано раз и навсегда. С этим первоначально и связан грех онанизма, например. В Новом завете христиане переосмыслили эти запреты и они обосновываются совсем другими, более духовными причинами. К слову, православной церковью контрацепция не запрещается.
=И тем не менее мы можем быть уверены, что эмбрион при нормальном развитии человеком станет и душу обретет.=
Ну, поэтому у меня есть еще и биологическая часть поста :) Количество самопроизвольных абортов настолько велико, что мы вряд ли можем говорить о превращении бластулы в человека как о математической норме. Мы эту норму сможем увидеть, только если станем на телеологические позиции в данном вопросе. Чему я не вижу ни богословских, ни философских причин.
=В общем, я думаю, что вопрос о допустимости абортов нельзя сводить к грани "еще не человек / уже человек".Согласен, но оставшиеся ( ... )
Reply
Что такое "норма" - это отдельный разговор, но я не считаю, что частота самопроизвольных абортов имеет какое-то отношение к допустимости или недопустимости абортов. К примеру, мало кто доживает до ста лет, означает ли это, что убийство столетних стариков не является убийством на том основании, что они "так и так умирают"?
Reply
Reply
Reply
Reply
В такой форме - разумеется. Но я считаю, что библейские нормы касательно половой функции связаны в том числе и с почтением к ней как источнику жизни - поэтому, в частности, она не должна превращаться в инструмент механического получения удовольствия.
Почему же оно превращается в зло, если это делает человек?
Очевидно, потому, что только к поступкам человека и можно применять какие-либо моральные критерии. Вступая в половые отношения, люди берут на себя ответственность за возможность зачатия. Отказываться от этой ответственности они не вправе.
Reply
Reply
Leave a comment