Апокатастасис

Aug 06, 2016 00:35

Небольшая зарисовочка для меня на тему апокатастасиса (всеобщего спасения) в православии. Да-да, богословием по мере сил тоже интересуюсь ( Read more... )

Религия

Leave a comment

Comments 5

nikital2014 July 19 2020, 00:14:47 UTC
UPD. от 18.07.2020. Добавлю еще немного более неоднозначных цитат из Отцов.

Григорий Богослов
В основном он поддерживал традиционную точку зрения на вечность мук. Однако иногда у него проскальзывала надежда на более человеколюбивую эсхатологию. Например, в Слове 40 написано: «Знаю огонь очистительный, который «низвести на землю» (Лк.12:49) пришел Христос, и Сам, применительно, именуемый "огнем" (Евр.12:29). Он истребляет вещество и злые навыки, почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся (Лк.12:49), ибо желает ускорить благодеяние, когда и "угли" дает нам в "помощь" (Ис.47:14-15). Знаю огонь и не очистительный, но карательный, или Содомский, который "на" всех «нечестивых прольет Господь», присоединив «серу и палящий ветер» (Пс.10:6), или «уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), или тот, который «идет перед» Господом и «попаляет вокруг врагов Его» (Пс.96:3). Есть еще и этих ужаснее огонь, который действует заодно с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых. Ибо все это показывает силу истребительную, если ( ... )

Reply


nikital2014 July 19 2020, 00:15:35 UTC
Силуан Афонский
Какой-то особой отдельной богословской концепции у него нет. С одной стороны, преподобный вроде как поддерживает традиционные воззрения о вечных муках: «Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света, и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде». Однако Силуан никак не может с этим смириться и признать это нормой. Приведем некоторые цитаты на этот счет:

«Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир. Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: - если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, ( ... )

Reply


nikital2014 July 19 2020, 00:16:54 UTC
Феофан Затворник
«Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших ( ... )

Reply


orfis_sakarna May 11 2022, 09:26:59 UTC
Стоит заострить вопрос о природе падения падших ангелов ( ... )

Reply

nikital2014 May 12 2022, 01:43:07 UTC
Достоевский пытлив, но его (то бишь Ивана Карамазова) форма постановки вопроса принципиально не содержит положительного ответа. Ну, то есть условно говоря на всем мироздании ставится крест просто потому что в нем есть хоть одна слезинка ребенка. Не поможет ни стирание памяти, ни прощение, ничего, это принципиальная нигилистическая позиция. На мой взгляд, она возникает из-за неверной психологической постановки вопроса о зле и теодицее. Это всегда как бы взгляд со стороны, откуда-то с надБожественной высоты, как будто вопрошающий является трансцендентным аудитором, имеющим доступ к бесконечному каталогу миров и метрике, позволяющей независимо оценивать степень их "лучшести".

В любом случае, если мы находимся в Карамазовской топике, то дискутировать там не о чем, это предельно последовательная и фундаментальная позиция, с которой можно либо соглашаться, либо нет. Вот Вы пишите:

"Есть сомнение, что сожженный в газовой камере ребенок сможет на небесах радостно пожать руку своему палачу. Помня при этом ясно о том,что тот с ним однажды уже ( ... )

Reply


Leave a comment

Up