Как я ездил в Марокко (внимание, в тексте мой личный опыт, возможно пригодится, а также чит-коды). Давным-давно, еще до своей айтишной жизни я был экономистом-международником. На своем самом первом месте работы была задача -организовать участие в выставке в Марокко от и до. Что было в активе лично у меня - теоретические знания после вуза, в т.ч. французский язык, врожденное занудство и дотошность и огромное желание не начинать свою карьеру с провальной командировки.
Коллектив был небольшим, все загружены своими делами, язык знал только я, делегировать что-то было трудно. Осуществление подобных мероприятий - процесс сложный, включает очень много моментов, наверно это бывает сопоставимо со съемкой фильма или организацией концерта, о других моментах может потом по настроению расскажу, пока только об одном из центральных моментов - аренда стенда. Ну казалось бы фигня - надо всего лишь связаться, попросить счет и договор, отдать его бухгалтерам на оплату. Так конечно в странах первого капиталистического мира обычно и происходит, но в арабском мире все делают не спеша. Конечно, этнокультурные моменты, которые надо учитывать в деловых отношениях, нам в вузе давали, но все же недостаточно детально, многое пришлось открывать методом тыка.
Первое открытие - ох ты ж блин, оказывается часовая разница в три часа это не хухры-мухры, а то что нужно обязательно учитывать. И мало сделать поправку на эти три часа и позвонить в час, когда у них будет десять. Что вырисовалось в итоге у меня в голове: пришла секретарша оргкомитета выставки по имени Бензина, предположим в 10 утра. Она сразу будет работать? Ни фига. Надо выпить кофе, посудачить, может покурить. Возможно получить какие-то указания от шефа. Если связаться с ней в районе 12-ти - у нее скоро обед, она отложит на потом. Обед плавно перетекает в местный вариант сиесты, вернется в районе трех часов. Что надо сделать? Выпить кофе и посудачить.Ну а там уже и рабочий день к концу подходит, все поступающее можно отложить на завтра.
Второе. Если кто-то наивно думает, что отложенные дела когда-нибудь пусть позже но выполняются, то он ошибается - это не финны и не японцы, у которых есть какая-то очередность и приоритет задач, здесь ничего подобного нет близко, попозже - это значит никогда или пока не напомнят.
Так что же делать? За пару недель мытарств, благо время позволяло, я определил, что надо звонить (е-мейл был, но письма они не получали, факс работал) в интервале 16:00-17:00 их времени. Садиться на телефон в 16:00, перезванивать каждые 15-20 минут, тогда запрос будет обработан, а не отложен. Проверено в итоге на разных спецах. 16:00 соответствует московскому 19:00, оставаться на работе не хотелось до поздна, пришлось согласовывать корпоративный расход на карточку для международных звонков. Чтоб звонить или из дома или с какой-нибудь гулянки - время все-таки нерабочее, а был я даже моложе чем сейчас.
Третье. По моим наблюдениям четверть людей знает свободно русский язык. Знает - это не как у нас английский после средней школы, а может хорошо говорить и понимать. Нарваться на знающего русский язык - огромная удача, т.к. его дисциплина будет чуть повыше и возможна его личная симпатия к тебе.
Четвертое - и очень важное. Пятница у мусульман - день особый, фактически выходной. А четверг, соответственно, короткий день. А значит окно не работает. В сухом остатке - только три с натяжкой полноценных рабочих дня.
Получил я заявку на участие выставки через несколько дней капания на мозги. Да, взять и отправить текст не то по факсу, не то по электронке заняло несколько дней. По заявке были вопросы - еще пара дней звонков и обсуждений. Заполнил заявку, выбрали место, указали сколько нужно светильников, розеток и где должен быть телевизор. Бензина зависла, волшебное окно в 16:00 не работало, к тому же в число абонентов для звонков еще добавился шеф и кто-то из его замов. Я очень опасался что из-за их медлительности я просто пролечу с местом - его займут. В Марокко есть свой крупный бизнес, а также филиалов французских и испанских компаний, которые на рынке давно - у них все налажено, им достаточно просто зайти к ним. Но случилась чудесная находка - в секции бокса, куда я ходил, я познакомился с человеком, который много лет проработал в разных арабских странах, который к тому же был преподавателем моей альма-матер, но уже после того как я выпустился. Поведал ему о своих проблемах, он мне говорит: "Молодо-зелено, эдак ты до конца-времен или хотя бы до конца выставки будешь с ними перезваниваться и переписываться. Но я тебя научу чит-коду. Берешь фирменный бланк, на нем пишешь их самому главному начальнику письмо с комплиментами и какой он молодец что выставку организует, как вы хотите чтоб вы именно там, а не где-то еще выставились, как вы рассчитываете на то что общий бизнес до небес взлетит. И после всех сантиментов пожаловаться на то что есть маленькая проблемка - сотрудники тормозят. Подпись твоего самого главного начальника в половину листа и со всеми наилучшими пожеланиями какие только знаешь. Он их на ковер всех вызовет, пистон им всем вставит, забегают как кенийцы на олимпиаде, помяни моё слово. И обязательно отправь экспресс-почтой, что принесли с поклоном и реверансами". Ну что ж, внешнеторговая переписка на французском - это симфония, когда-нибудь и об этом расскажу, меня натаскивали 5 лет по два часа в неделю. Накатал такое письмо, которое наверно не всякая женщина от кавалера в своей жизни получала. Директор расписался, отправили. Дыхание затаил - отслеживаю доставку. Их директор письмо получил, за кальяном и чашкой кофе вдумчиво его прочитал. Видимо крикнул - подать сюда Бензину и начальника ейного! Вы что ж моего русского брата не уважаете? Или вы может меня тоже не уважаете! Чтоб немедленно у него всего было и на самом лучшем месте, но именно там где он указал!
Может все происходило как-то иначе у них там, но они на самом деле забегали. У меня сразу появился и счет, и договор. Но счет и договор во внешней торговле имеют куда больше нюансов, чем внутренние, особенно в России - тут и валютный контроль, и паспорт сделки, не считая того что условия договора тоже могут быть предметом обсуждения. Все пошло очень быстро, но потом стало подтормаживать снова. Думаю, причина в том что многие вопросы им приходилось согласовывать с главным, а также с теми людьми, кто пендаля не получал, а также в том что инерция от пендаля сошла на нет.
С регулярным капанием на мозг в итоге я прошел с этой конторой этапы:
1) Заявка на стенд, согласование оснащения.
2) Счет и контракт ("рыба", согласования каждой из сторон, наконец обмен оригиналами)
3) Оплата и контроль оплаты - ведь нужно подтверждение оплаты, а для этого Бензине надо сходить к бухгалтеру, а бухгалтеру в банк, после чего Бензине надо снова зайти и узнать результаты. А чтобы Бензина пошла, нужно было пинать и ее, и ее руководителя. Потом они плюнули и дали телефон бухгалтеров, после чего бухгалтера мне дали телефон их банка.
4) Приглашение от организатора - для деловой визы, Марокко и Россия договорились о безвизовом режиме только год спустя.
Каждый этап стоил большого количества усилий и применения интуиции. И это лишь одна из задач, а кроме того стояли задачи еще более емкие - размещение рекламы в местных СМИ, доставка образцов туда, доставка образцов обратно и конечно же сама выставка. З
С некоторыми неприятными промахами, но в общем и целом все получилось, это стоило усилий, но выставка прошла, отклики и контракты были, клиентская база наработана. О других моментах и о самой поездке также могу рассказать.