С 1ого ноября в Перми произойдет изменение движения электротранспорта - троллейбусы 8, 10 и 13 изменят свои маршруты
«С 1 ноября планируется изменение пути следования трех троллейбусных маршрутов. Это связанно с потребностью жителей в организации дополнительной транспортной корреспонденции от Бульвар Гагарина до «Гознака» и микрорайон Парковый.
Так, запланировано, что троллейбусный маршрут №8 будет закрыт, при этом 10 и 13 маршруты изменят путь следования. 10 троллейбусный маршрут будет следовать сообщением «м/р Парковый - ЦКР - Цирк - пл.Дружбы - Авторадио - Комсомольский проспект - м/р Парковый». 13 троллейбусный маршрут будет двигаться в обратном направлении «м/р Парковый - ЦКР - Комсомольский проспект - Авторадио - пл.Дружбы - Цирк - м/р Парковый.
Планируется, что смена расписания позволит привлечь дополнительный пассажиропоток. В настоящее время завершается формирование нового расписания маршрутов» - так звучит новость, которая появилась 5ого октября на местном форуме. Почему, зачем и как нужно было сделать - читайте далее
Делается это все под прикрытием желания жителей города. И если действительно связь «Дружба - Авторадио» с центральной частью города давно просилась, то при такой странной реализации (закольцовывании маршрутов) она ставит стабильность работы маршрутов (а именно 10 и 13) под сомнение по следующим причинам:
- Часто возникает проблема с разворотом на кольце пл.Дружбы из-за припарковавшихся не по правилам автомобилей. Это подставит под удар работу маршрута 10, который из-за своей увеличившейся протяженности будет чаще укорачиваться и ходить не по маршруту
- В разное время суток пробки по маршрутам движения разные. Утром пробки по Уральской (Крупской) в сторону центра, по бульвар Гагарина от Дружбы в сторону Революции. Что несомненно будет влиять на каждый маршрут по-разному из-за чего их движение буде трудно согласовать
Что же касаемо маршрута №8, то, по моему мнению, это предвестник закрытия и демонтажа линии на Велту, что уже происходит с линией по Сибирской. Не стоит забывать, что по сути отменяется маршрут 13 «пл.Дружба - м/р Крохалева» и организовывается новый маршрут с таким же номером 13
Подытоживая все выше сказанное можно сделать следующие выводы:
- Направление на Дружбу со стороны Авторадио окончательно перестанет иметь троллейбусное сообщение с Велтой и Крохалева, что приведет к оттоку пассажиров на 43, 63 и 75 автобусы
- Направление в сторону центра (напоминаю, маршрут 10) в час пик будет стоять во всех возможных пробках на маршруте (по Уральской до цирка, по бульвар Гагарина до Революции), а также иметь шанс простоя на кольце пл.Дружбы
Для начала давайте определимся с проблемами, по которым троллейбус менее привлекателен.
Многие из них аналогичны тем, с которыми сталкивается электротранспорт в России. Недостаток финансирования, конкуренция со стороны автобусов, большие интервалы, морально устаревший ПС и инфраструктура, отсутствие выделенных полос и многие другие.
Стоит остановить свое внимание на интервалах по подробнее. Для Перми расклад следующий: самые часто ходящие маршруты - они же и самые популярные, это №10 («Парковый - Дружба»), №5 («Пермь 2 - Крохалева»). Реже ходят маршруты №1 («Крохалева - Пермь 1»), №12 («Парковый - Крохалева»), №8 («Крохалева - Дружбы»). Самый редко ходящий №13 («Крохалева - Дружбы»). Маршруты расположены от наименьшего интервала к большему
При наложении маршрутов на карту города, средний интервал на участках следующий:
(красным - до 4 минут, зеленым - до 8 минут, синим - более 8 минут)
Из карты видно, что популярно два направления: продольное (Тб10) и поперечное (Тб5). А также Тб12, который проходит по обоим направлениям. Исходя из этого - менять маршруты движения троллейбусов 5, 10 и 12 не стоит, чтобы не «отпугивать» пассажиров
А вот разобраться с проблемами оставшихся маршрутов стоит:
- Маршрут 1 - дублирует маршрут ОТ с Крохалева в центр; но проходит по Героев Хасана, Чкалова
- Маршрут 8 - дублируется А75 (направление на Велту); А13 и Тб13 (на Дружбу); не заезжает на пл.Комсомольскую из-за отсутствия поворота направо с Героев Хасана на Белинского
- Маршрут 13 - дублируется А43, А63; имеет большой интервал даже в час пик; не работает в выходные дни
После того как с проблемами более-менее разобрались, стоит предложить варианты их решения. Свои варианты можете оставлять в комментариях, а мнение автора будет изложено ниже. Первое что необходимо - это разделить маршруты на основные и вспомогательные
К основным отнесутся маршруты, интервал которых не будет превышать 8 минут
№
Маршрут
Промежуточные узлы
2
Ипподром - Дружба
Гознак - Динамо - Разгуляй
3
Велта - Пермь 1
Соловьева - пл. Комсомольская - Динамо - ЦУМ
5
Пермь 2 - Крохалева
ЦУМ - Динамо - пл. Комсомольская - Звезда - Инкар
7
Пермь 2 - Дружба
ЦУМ - Динамо - пл. Комсомольская - Авторадио
10
Парковый - Дружба
Гознак - Динамо - Разгуляй
12
Парковый - Крохалева
Гознак - Динамо - Звезда - Инкар
Остановимся на каждом маршруте подробнее:
- Маршрут 2 - после изменения маршрутной сети с шоссе Космонавтов пропал ОТ, который позволял уехать дальше ЦКР и в Мотовилиху в частности. Оставались маршруты А3 на Пермь 1 и ОТ на улице Мира
- Маршрут 3 - в существующей ситуации без дублирования другим транспортом осталось только направление на Пермь 1. Которое хоть и не имеет больших пассажиропотоков, но позволит не потерять направление на Велту, а возможно и оживит его
- Маршрут 5 - остается без изменения, т.к. это единственный маршрут с Крохалева в район ЦУМа, эспланады
- Маршрут 7 - новый маршрут, который свяжет район Авторадио с районом ЦУМа, эспланады. Опять же это одно из немногих направлений, которое не дублируется автобусами
- Маршрут 10 - без изменения, т.к. единственный маршрут с Паркового в район Сибирской, Островского, Разгуляя, Дружбы
- Маршрут 12 - без изменений. Единственный транспорт в район Мильчакова, ЦКР, Лодыгина
Для обеспечения интервала порядка 8 минут, единовременно требуется ~ 66 машин
Аналогично, на карте обозначим средние интервалы:
(коричневым - до 2 минут, красным - до 4 минут, зеленым - до 8 минут, синим - более 8 минут)
К вспомогательным отнесем маршруты, интервал которых не будет превышать 16 минут (16 минут по причине ограниченного количества подвижного состава)
№
Маршрут
Промежуточные узлы
1
Крохалева - Пермь 1
Инкар - Соловьева - пл. Комсомольская - Динамо - ЦУМ
4
Парковый - Велта
Гознак - ЦУМ - Динамо - пл. Комсомольская - Соловьева
6
Ипподром - Пермь 1
Гознак - ЦКР - Динамо - ЦУМ
8
Велта - Дружба
Соловьев - Авторадио
13
Крохалева - Дружба
Инкар - Звезда - пл. Комсомольская - Авторадио
- Маршрут 1 - переводим во вспомогательные в угоду Тб3
- Маршрут 4 - восстановление старого маршрута, для более удобной связи Велты с районом Мильчакова, Гознака и Паркового. Из-за дублирования А19, А74 во вспомогательном режиме
- Маршрут 6 - восстановление старого маршрута, для более качественной и комфортной связи Ипподрома с районом ЦКР, ЦУМа, Пермь 1. Во вспомогательном режиме из-за дублирования А3
- Маршрут 8 - переводится во вспомогательный из-за дублирования А75 и отсутствия поворота на пл. Комсомольской
- Маршрут 13 - во вспомогательный из-за дублирования А43, А63 и Тм8
Так же возможно выделить в прочие, такие маршруты как
№
Маршрут
Промежуточные узлы
9
Гатауллина - Дружба
Инкар - Звезда - пл. Комсомольская - Динамо - Разгуляй
11
Пермь 2 - Дружба
ЦУМ - Динамо - Разгуляй
Для организации этих маршрутов необходимо строительство дополнительных поворотов на перекрестке Пушкина/пр.Комсомольский. По которому в последствии появится возможность проезда в любом направлении с любого направления. Но они имеют свой шанс быть
- Маршрут 9 - добавит связь Дружбы, Разгуляя, Островского, Сибирской с пр.Комсомольским. До Гатауллина, т.к. с Компроса на Крохалева можно уехать на Тб5, Тб12 и авобусах, при этом маршрут от Цирка, Разгуляя не самый оптимальный
- Маршрут 11 - добавит возможность уехать с Пермь 2, Ленина на Пушкина, Сибирскую, Островского. По сути является вариацией А68
Для обеспечения интервала до 16 минут, дополнительно потребуется ~ 27 машин (для варианта прочие дополнительно 9 штук)
Средние интервалы составят:
(коричневым - до 2 минут, красным - до 4 минут, зеленым - до 8 минут, синим - более 8 минут)
Из-за ограниченного количества машин для полной реализации предложения потребуется около 102 машин одновременно на линии, а также резерв около 20%, в итоге количество машин составит до 130 единиц. Остальные варианты не требуют дополнительные закупки ПС (закупку техники для обновления ПС в расчет не берем)
В результате:
для пассажира появится новые связи в городе, что сделает перемещения в городе на ОТ более удобным и комфортным. А интервалы, с которым троллейбусы будут отправляться от конечных примерно составят
Конечная остановка
Существующий
Предложение
Основные
+ вспомогательные
+ прочие
Ипподром
нет отправлений
7,5
5,0
5,0
Дружба (с Цирка)
3,9
3,8
3,8
2,6
Дружба (с Авторадио)
5,3
7,9
3,8
3,8
Велта
8,1
7,8
3,7
3,7
Пермь 1
7,2
7,8
3,8
3,8
Крохалева
2,0
3,9
2,6
2,6
Пермь 2
4,4
4,0
4,0
3,2
Парковый
2,6
3,9
3,0
3,0
Гатауллина
нет отправлений
нет отправлений
нет отправлений
15,0
Изменения частоты движения на каждом участке можно проследить на карте. Если в первом случае изменения были направлены на увеличении популярности маршрутов на основных направлениях (5, 10) и восстановлении движения на линии (на Ипподром); то во втором, дополнительные маршруты позволяют закрепить популярность на основных направлениях и начать конкурировать на «дублирующихся» направлених с приемлемыми интервалами и вариантами поездок
перед эксплуатационщиками в предложенном варианте стоит задача организация/восстановлении диспетчерских пунктов на Крохалева, Дружбе, Парковом за которыми закрепятся следующие маршруты/количество машин
Диспетчерская
Предложение
Основные
+ вспомогательные
+ прочие
Крохалева
3, 5, 12
34
1, 3, 5, 13
29
1, 3, 5, 9, 13
34
Дружба
2, 7, 10
32
2, 7, 8, 10
36
2, 7, 8, 10
36
Парковый
-
-
4, 6, 12
28
4, 6, 11, 12
32
Выпуск всего
66
93
102
Напомню, существующий выпуск составляет порядка 80 машин
Что можно сделать на перспективу:
- продолжить обновлять ПС
- реконструировать основные конечные пункты (Крохалева, Дружба, Парковый)
- реконструировать основные промежуточные узлы (пл. Комсомольская, перекресток Пушкина/пр.Комсомольский, ЦКР, ЦУМ, Гознак), добавив новые повороты, обгонные пути
- заменить стрелки на скоростные (которые проезжаются без снижения скорости)
Хочется надеется на адекватность руководства города и электротранспорта, чтобы не допустить развал троллейбуса в городе