... заказали - сидим ожидаем. По праву ума вопросы задаёт будущий учитель (надеюсь не станет дето-водом)…
- Ты ведь сейчас не учитель…
- Я просто не «системный» человек. Как в прошлой коммунистической, так и в настоящей, рыночной системе образования мои принципы общения не могут выполнятся и не выполняются. Хотя профессию учитель выбирал и получил сознательно.
- Для чего выбирал, если принципы не выполняются?
- Фактор времени… С рождения я к 1961 году уже привык к тогдашним принципам общения и к восьми годам без 3-х месяцев уже умея читать, пошёл в школу. Там к чтению мне добавили арифметику с таблицей умножения и числовую ось - это вещь очень нужная, по жизни принципиальная… Дальше - в районной библиотеке, что по дороге из школы домой, четвероклассникам уже разрешали свободный выбор книг. Закладкой место на полке обозначил, полистал и можно обратно по закладке на полку поставить. Удобно. Ещё было в моей школе так: с 5 по 6 класс геометрия совпадала с уроками труда в «столярке»: с пилой и рубанком, а в 7 и 8 - уже ножницы по металлу, напильники, метчики с плашками - резьбу нарезали. В 9 и 10 стереометрия и станки осваивали: сверлильный, токарный, фрезерный, муфельную печь нам показал учитель, уложились в один урок - расплав светился как лампочка. В 17 лет из-за моего активного участия, как пионера, так и комсомольца «в жизни школы» я профессию учителя выбрал сознательно. Намереваясь совершенствовать «системы образования» на основе, теперь уже знаю - принципов коммуникативности. Именно так учили детей мудрые родители прошлых поколений, а сегодня, так называемые, «педа-гоги», на русском дето-воды, демонстрируют безудержную радость аниматоров, «прикармливая» рекламными терминами аудиторию родителей, чтобы родители своих будущих детей им, «педа-гогам» отдавали. Спорим?
- Расскажи лучше, чему конкретно ты учишь внучатых племянников?
- Тебе с начала?
- Про начало уже достаточно...
Круги общения
- Во-первых, учу однозначности: родила мама. Это точка. Как древние учили - через одну точку проходит много линий, а вот через две точки (1 и 2) - всего одна. Во-вторых, три точки - это уже плоскость (1,2 и 3). Уже на этой плоскости можно рисовать замкнутые фигуры: треугольники, квадраты с ромбами, трапеции, многоугольники и, наконец, круги... Ещё учу общению в «замкнутом» пространстве, это в-третьих. Семейный круг - это семья или первый, так называемый, «малый ближний круг». Если ребёнок и мама с папой живут вместе, то этот круг внутри дома… За семейным, «большой ближний круг», уже родственники, потом следующий «круг общения» - соседи, возможно и учителя, если повезёт… Мне в школе из десяти целых девять лет везло на учителей, до 1969 года. Самый большой из замкнутых - круг граждан СССР. Остальное человечество замыкается по континентам нашей планеты. Тут уже потребовались «великие» открытия в географии…
- Социальная геометрия актуальна для подростков и не новость. А как ты учишь тому, что рожает мама? Любопытно…
- Это просто. Чтобы создать человека нужно съесть яблоко.
- Какое яблоко?
Простое яблоко очень выразительно.
- Ты яблоки ножом на половинки резал? Что видел? «Про это» змея Адаму с Евой сначала нашептала, Маяковскому потом. Для старших классов...
- Какие ещё змеи?
- Не змеи, а змея, что вокруг чаши с водой вьётся. Так знай, не успеешь поднять полную чашу, змея в воду яд свой пустит. Выпьешь и умрёшь. Ещё учу последовательности: сначала змею отпугнуть от чаши, а потом уже пить. Смотри, чтоб она своим хвостом воды не касалась, а то через неделю в чаше вино будет. Человеку лучше пить чистую воду, хотя вино и сам человек может сделать.
Врачевание
- Это сказкотерапия, да?
- К слову о терапии… На греческом терапия (therapeia) - это забота, уход, для восстановления здоровья тела и духа. Теперь уже принято говорить - для лечения. Слово сказителя лечит, но иногда и калечит, как на русском говорится… Забота тоже может покалечить. Ядовитая змея у чаши - это знак напоминающий человеку о риске смерти при накоплении знаний. Послушай, как змея начинает общаться - есть у неё тихий предупреждающий звук. Не отступишь, змея укусит... Человек не сразу на зверей и птиц охотится стал, сначала еду на земле искали, плоды срывали с веток, там где змеи спят - греются. Не повторяй ошибок змеиных жертв, сначала слушай, потом бери. Перво-наперво внимание своё направляй на звук. И учись рассказывать, чтобы другие не умирали по твоей глупости.
-Сказителя изображаешь, старорусским слогом вещаешь, понимаю. Ещё у тебя, я заметил, звук важнее зрения. В науку ты не веришь?
- Педа-гогика не наука, а «имя прилагательное» к окормлению. Я по право ума верю, что начало новому человеку даёт одна или несколько клеток - называется онтогенез. Последовательность эмбрионального и постэмбрионального периодов указывает на первичность слуха в перцепции человека. Апперцепция младенца будет скрыта «от исследователей» до освоения им речи. К слову о «кругах общения» - ученица Эдмунда Гуссерля, освободившего философию от случайных предпосылок, и жена Карла Бюлера, психолога и лингвиста, придумала термин «жизненный путь человека». Звали её Шарлотта, по мужу Бюлер (урождённая Малаховски), именно она возглавила «Ассоциацию гуманистической психологии», созданную совместно с Карлом Роджерсом, считавшего наблюдения за действиями партнёра основой анализа для подражания, и Абрахамом Маслоу с его знаменитой моделью иерархии потребностей.
- А ещё чему учишь?
- Ещё вертикальной иерархии учу. В пространстве «круги общения» можно сверху вниз располагать. Для того, чтобы показать, что всех людей держит эпáрнэ (фр. épargne) - это многоярусная «фруктовая» этажерка, что на стол ставят. Это же - государство.
- Это социальный статус. Тут СМИ разве не играют главную роль?
- Играют. Противоречия между людьми не на пустом же месте, а из-за иерархии - низы не хотят, а верхи не могут.
Иерархия показывает, если мама в доме рядом с детьми, то папа, из дому уходя на оплачиваемую работу - поднимается в иерархии «на верх». Родственники могут оказаться по вертикальной иерархии и выше, и ниже.
Из-за этого (всегда уточняю), кто из родителей работает, тот знает больше домашних членов семьи, что вокруг дома творится. Поэтому у людей вне и внутри дома на все вопросы детей будут два ответа, как минимум.
Слова другие, а смысл тот же.
- А ещё, кроме сказочной политэкономии, чему учишь?
- Так учу ещё числовой оси и ею определяемой последовательности. Одно за другим, петелька крючочком вытягивается… Прямо по Станиславскому Константину Сергеевичу, что по отцу Алексеевым был.
- Это какой же такой последовательности? В жизни не может быть «последнего», а только «крайнее». Крайний - если «по Эйнштейну», это крайнее событие «от начала» на бесконечной оси времени… Ты же должен это понимать, как физик.
- В своей полемической, и очень удобной логике, «педа-гоги», кроме единственного «края» после рождения человека, не рассматривают доисторические события в жизни человечества. Зря полагают эти детоводы-активисты, что левее «края» - начала их времени «по Эйнштейну» ничего не было, отнюдь.
-Что такое «отнюдь» я знаю... Активисты-воспитатели, скорее культуртрегеры. Педагоги, учителя - это носители культуры. Они цивилизаторы, миссионеры, которые работают для взаимопроникновения и взаимообогащения культур.
- Которые работают, те - да, а «которые» другие, что не работают, с ними-то что? И к учителям, прошу, не примазывай педа-гогов. Вот ответь, ребёнок сразу подражает действиям или сначала пожелает подражать действиям? Не торопись, я помогу: сначала мысль о подражании или первой мысль про достижение результата подражания?
- Это, наверное, про то, что сначала: курица или яйцо. Да?
- Это мой принцип «ответственности Создателя» за жизнь вечную. Как сказал поэт: «Ничто не вечно под Луною». Николай Карамзин в своих стихах, явно создал парафраз на Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Уже на моём веку, около пятидесяти лет старые работники культуры «впаривают» нашему обществу как «народно-историческую» примету - не отвечайте на хамский вопрос - куда? Просвещая молодых, особенно «старые работницы культуры», настойчиво рекомендуют спрашивать: далеко ли вы отправляетесь? Мне это напоминает«пароль» подпольных диссидентов: «не зарекайся от сумы и от тюрьмы» с отзывом: «вы же знаете, что дальше Сибири не сошлют».
- Нашёл специально для тебя народно-историческое обоснование: «Потому что в России, кроме православия и Путина, верят еще в домашних духов, которые вообще не любят, когда «куда-то» ходят и строят «кудахталкам» всякие козни. И путешествие будет неудачным и безрезультатным. Специально, для того, чтобы обмануть этих духов, и на дорожку присаживаются» - «система» выбрала этот ответ лучшим.
- Спасибо, мы уже давно, лет 30, знаем: «одни люди верят, что бог есть, другие верят, что бога нет» - главное жить «на позитиве веры». По праву ума я полагаю, что материальный взгляд «на мысль» более правдоподобным: «На дорожку присаживаются не для того , чтобы обмануть духов. А для того, чтобы ты смог мысленно собраться. В своей голове как бы доехал до места, предусмотрел все случайности, а также непредвиденные ситуации, может чего и взять забыл. Мысли наши материальны, поэтому перед дорогой и необходим этот ритуал».
- Что же официант так долго, я уже изголодался… Изголодался - это на русском?
- На русском используемые слова имеют смысл. В речевом общении детей важны примеры вариативности смысла при замене слов. Я специально откладываю «на потом» поиск смысла в читаемых текстах. Текст - это ведь модель речи, как кукла - модель человека. Говорится: вижу, несут; а писать придётся - я уже вижу, несут нам обед. Смысл современной речи на русском мало отличается, как в словарях пишут, от устаревшего. Смысл в общении людей не меняется, хотя слова звучат другие. При речевом общении на русском вариативности в смыслах практически нет.
- И ложки с вилками, спасибо… А хлеб? Русские без хлеба не едят. Ведь так? В современном русском литературном языке разве не может быть двух правильных вариантов одного и того же слова? Как у Даля, например. Он не знал о твоей «однозначности»?
- Это ты про СРЛЯ - Современный, Русский, Литературный, Язык… Наличие вариантов - это «болезнь» старого русского языка. В каждой местности «упаковку» обозначают разными словами. Сегодня упаковка - это, с одной стороны, завершающая стадия изготовления чего-либо, с другой - начальная стадия знакомства с чем-либо, имидж. Там в СРЛЯ - всё про тексты. Ещё, полагаю, важно отдавать себе отчёт ог последствиях в СРЛЯ «эпохи 90-х». Многочисленные варианты в словарях- это примета исключительно нашего сегодняшней моды на «иноязычную вариативность» и это - не синоним гибкости языка… На русском всего около 500 тысяч слов, а гибкости на тысячу лет хватило, а в английском сегодня по орфографическим, полагаю, словарям насчитали 1,5 миллиона, у них каждые 20 минут - новое слово. И это уже не образование, а «навыки под результат», типа «skills for results».
- Навык - это умение, доведённое до автоматизма. Значительно экономит силы и время.
- Однако на его формирование уходит достаточно много времени без развития мышления. И о какой «передаче» актуальных знаний можно говорить, если к концу урока 2-3 новых слова на английском!
Уже 11 лет педа-гоги «по программе» школьников кругами водят. Для тренировок умений, именно на применение осознаваемых знаний в конкретной ситуации: времени не было и не будет... Как у нашего официанта с хлебом: навык взять и нести - у него есть, а знаний о целях - для чего несёшь - нет.
- Но официант каждый день должен совершенствовать свой навык.
- Должен совершенствовать свой навык, а их у него два: брать и нести. На русском смысл проще передать глаголами - что должен делать? Совершенствуя свои ежедневные действия, использовать для самоконтроля память, не терять накопленных ранее навыков, терпеливо получать от клиентов новые знания. Давай, как будто ты к моим деньгам руку протянул, а я шепчу: с 19 века точно известно, что ты можешь мне дать в зубы, чтобы дым пошёл. Можешь-можешь, и деньги тебе нужны, но знаешь как. Другой пример: я по личному опыту знаю, что человеку с усами салфеток бумажных на обеденном столе надо побольше, а если ещё и с бородой, то салфеток нужно вдвое... Мне не трудно с помощью речи сообщить об этом нашему официанту. Следует детей учить передавать смысл на русском в речи. Слышать речь - это закладывать смысл прямо в мозг. Важны очень примеры вариативности при речевом общении. Обязательно с аргументами - «их есть у меня». Поиск смысла в текстах можно отложить «на потом», до школы…
P.S. О народно-исторических справках от лингвистов - культур-регент (что-то вроде регента церковного хора, возомнившего себя настоятелем храма) 8 лет назад сообщил, привожу полностью: « Скорее всего плохая примета связана с отголосками славянского язычества, а точнее с изначальным происхождением слова "уд", означающим часть, единичную часть тела - будь то палец руки, ноги или иной член тела, конечность. По разным источникам, уд рассматривался как атрибут бога, например, Ярилы, Припекалы, Перуна и мн. других, в значении плодородной творческой силы, преображающей Хаос (у греков она Эрос, а у славян - Ярь эти слова однокоренные) потому и представляли его чародейным посланником в виде молодого юноши, восседающем на туре.
Для исполнения молитв о чадородии неплодная женщина под постель клала стебель кокушника длиннорогого, который обвивала травой любкой - современное название ночная красавица - цветы ее открываются после захода солнца и открыты ночью.
Благодаря этому становится понятным перевод в "Толковом словаре" В.И.Даля производного от слова "уд" - удить в значении полнеть.
В тоже время существует славянская руна, значение которой трактуется как руна мужского начала и творческой энергии, а также цикличность событий - от рождения к рождению, через этапы смерти к новому семени.
Если понимать этот этап буквально, а не как совершенствование духа, то можно представить вопрос куда? - как "к + уда", к уду - к концу жизненного пути. Так возник запрет на этот вопрос, который мог восприниматься как отсыл к предкам, пожелание гибели.
Лучше не употреблять этого слова, а спросить: Далеко ли собрался? В каком направлении едешь?» (конец цитаты).
Теперь мои комментарии. Владимиру Ивановичу Далю, отдельное спасибо за вариативность «удить - полнеть»… Но почему же уд - это конец жизни? Скорее, к+уда - это «на…», столь привычное наставление от «старых дев культуры» - от этого, милочка, не уйдёшь, но целоваться не раньше второго, а лучше третьего свидания, и добавляют подробности: туда-сюда, а бог троицу любит… Полагаю, «до второго пришествия» будет всё-таки действовать (прости, господи) - «ответственность Создателя» за организацию круговорота жизни на принципах коммуникативности.