Смотрите сами...
Риторический вопрос:
работодатель космонавтов доволен ли их работой в космосе?
«По-моему, метафора с подготовкой космонавтов тебе ближе, и от этого она сильнее работает, чем спорт».
Пришлось на этот комментарий «про близость» космоса и системы образования отвечать длинно и серьёзно - по книге «КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (М.: Машиностроение, 1987; тираж 15000 экз.; под общей редакцией Берегового Георгия Тимофеевича - лётчика-космонавта СССР № 12, дважды Героя Советского Союза, единственного, кто удостоен первой Звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос, заслуженного лётчика-испытателя СССР, генерал-лейтенанта авиации, кандидата психологических наук, лауреата Государственной премии СССР (1981); рецензент - доктор психолог. наук Ю. М. Забродин).
И того стоит околокосмическое определение «первоклассник».
- Если родители предупреждены, то, значит, вооружены.
- А учителя в курсе?
- Не знаю. В «профессиограмме» семи возможных стрессоров (стрессов) космонавта мною были рассмотрены аналогии с юным «космонавтом» - первоклассником. Первые три стрессора очевидным образом возникают из «окунания» в школьное расписание.
1. Непрерывность деятельности.
Считалось, что даже при наличии автоматических управляющих устройств космического корабля все наиболее ответственные этапы полета ТРЕБУЮТ ПОСТОЯННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека.
2. Обязательный или принудительный порядок работы.
В данном случае речь идет об обязательной последовательности действий. Или по определенной заранее, или по уже сложившейся в процессе полета программе, когда ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА СЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ ОПЕРАЦИЙ НЕВОЗМОЖНО.
3. Дефицит или лимит времени.
Рассматривался как ОГРАНИЧИТЕЛЬ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, но также восприятия связи и сигнализации.
Кроме этих «космических» стрессоров от школьного расписания, следует обратить внимание, что не только сроки выполнения действий и принятия решений ограничены без объяснения причин, но и способы восприятия прямой (объяснение учителем) и обратной связи (ответы ученика на вопросы) тоже регламентированы, а также впервые в жизни первоклассники должны публично сигнализировать о необходимости посетить туалет.
Продолжу информировать интересующихся - откуда же берутся мои «метафоры»…
4. Фактор надставленности функций.
«Надставленность» определяется тем, что космонавту в полете (первокласснику в школе) НЕВОЗМОЖНО НАБЛЮДАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В космосе речеслуховая функция «надставлена» передающими и принимающими радиоустройствами, зрительная - оптикой и телевидением, кинестетическая - органами управления. Большое количество индикаторов и приборов «встроено» между входными и выходными звеньями связи.
В рассматриваемой профессиограмме первоклассника полезный результат работы тоже воспринимается им через «приборы с индикаторами» - через таинственный и недоступный школьный журнал или через редкие оценки после письменных проверочных работ и т.п.
В школе первокласснику надо сначала в оценочной реакции учителя научиться определять лично себя среди всех адресатов: «Молодцы!» Хотя, полагаю, что по приборам было бы легче, а чтобы по имени или фамилии - так времени урока учителю не хватает.
5. Постуральный фактор.
В широком смысле постуральная система ответственна за ПРОИЗВЕДЕНИЕ КОРРЕКТНЫХ И АДЕКВАТНЫХ МЫШЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, что требует скоординированных действий мышц. Пугать читателя у меня желания не было и нет, но действия мышц детям нужны привычно контролируемые.
Если к невесомости космонавтов готовят до полёта в космос, то когда же первоклассников заранее одевают в школьную форму?
Тренируют ли переодеваться в гардеробе и ходить в «сменке» по лестницам, из комнаты в коридор и обратно к столу?
А посещать и пользоваться туалетом в школьной форме?
Школьные психологи давно уже не смеются, но вместо советов о тренировках лишь напоминают, причём глядя «вслед уходящему школьному поезду»: слушайте рассказы ребёнка, задавайте вопросы и всячески демонстрируйте интерес к тому, как прошёл его день; демонстрируйте уважительное отношение к школе (за что??? может, к учителю?), это облегчит процесс адаптации ребёнка (вот это верно).
С космонавтами врачи «работают», потому что мышцы действуют вокруг суставов, а ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУСТАВОВ С МУСКУЛАТУРОЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОЯВЛЕНИЮ ТРИГГЕРНЫХ ТОЧЕК И СКЕЛЕТНО-МЫШЕЧНЫХ БОЛЕЙ, что напрямую связано с дисфункцией постуральной нервной системы. С постуральным фактором связывают возникновение у человека психологического стресса при переживаниях падения, проваливания, при иллюзиях, а также в связи с трудностями формирования схем ориентации тела в пространстве (по типу схем тела - где голова, где руки, ноги).
На примере первоклассника в окружающем пространстве будет примерно следующее.
ПРОСТОЕ: улица -здание школы - коридор - классная комната - стол - стул - тело.
СЛОЖНОЕ: тело - окружающее пространство: классная комната - коридор - общий туалет - тело.
ОПАСНОЕ: человек - школа - окружающее пространство - тело - свобода - дорожное движение - транспорт; мгновенное возвращение из невесомости через перегрузки приземления на родную землю, где ходить трудно…
6. Фактор новизны.
Фактор, проявляющийся как в период ожидания, так и во время деятельности. СТРЕСС НОВИЗНЫ СОБЫТИЯ зависит от индивидуально-психологических особенностей, определяющих способ и стиль проигрывания будущей деятельности, и может вызывать фантомы в прямом смысле слова. Надеюсь, что родителям будущих первоклассников. уже прошедших период ожидания и рождения собственных детей, пояснений «про фактор новизны» не потребуется.
7. Фактор измененной (сниженной) афферентации.
Ещё раз придётся повторить, что желания напугать не было и оно не появилось. В физиологии под дефицитом афферентации понимается ограничение передачи необходимого нервного возбуждения от чувствительных нейронов, расположенных по периферии тела, к центру нервной системы: головному или спинному мозгу. Большинство таких сигналов поступает именно в головной мозг, точнее его кору. Если необходимые нервные сигналы одного или нескольких источников (мышечного, суставного, вестибулярного, зрительного) ограничены школьной дисциплиной, то нервная информация компенсируется из других. Таким образом провоцируется «невнимательность», но это ещё не всё…
Дефицит афферентации возникает за счет чувственной изоляции, или, по-научному, депривации (лат. deprivatio - потеря, лишение). То есть ЛИШЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА ВО ВРЕМЯ УРОКА ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ОСНОВНЫЕ - ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (РАЗГОВАРИВАТЬ, ДВИГАТЬСЯ) ЛИБО СОЦИАЛЬНЫЕ - ПОТРЕБНОСТИ (ПРИСОЕДИНИТЬСЯ, ОТДЕЛИТЬСЯ) МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ АГРЕССИЮ. Агрессия может быть направлена наружу, часто на ограничитель либо на совершенно не относящиеся к ситуации другие случайные объекты - предметы, животных, людей. Также агрессия может быть направлена и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию.
Уже проведённые ранее экспериментальные исследования подобных ограничений помогли: 1) по возникающему синдрому определять модель ограничений в отношении жизненной ситуации (диагностика ситуации по синдрому - помощь школьного психолога); 2) при экспериментальном воспроизведении модели устанавливать новые формы стресса и идентифицировать их с имеющимися и возможными в жизни событиями (накапливаемый учителем опыт).
Если предупреждён, то, значит, вооружён и страх уходит. На это и направлена моя «метафора», точнее околокосмическое определение «первоклассника».
P.S. И уже действуют умные родители, тренируют по методике "отряда космонавтов" своих детей.
Click to view