У вас есть затруднения?

Aug 24, 2021 11:39




- У вас есть затруднения... Наверное со школой? Это потому, что вы не учитель, я же вижу... Сейчас в школе сплошная «попса», вам она не доступна, точнее её структура - где основание, из чего «попса» складывается. Любая, тем более школьная. Вы с образованием, учителя это видят. И я тоже это вижу. Вот например, простое слово из кроссворда: вид письменной работы или записывание воспринятого текста.
- Это диктант.
- Хотите подробностей «об диктанте», как говорят мои дальние родственники? Свежих, прямо из школы? «Их есть у меня», шучу... Теперь маленькая капелька академической педагогики, чтоб вы понимали...

1. Цитирую.
«При обучении иностранным языкам диктант используются на занятиях:
- по фонетике (фонетические диктанты);
- лексике (словарные диктанты);
- грамматике (орфографические диктанты).

В соответствии с формой проведения различают:
- зрительный диктант - на доске записывается предложение, объясняются трудные языковые факты, затем предложение стирается, а учащиеся должны написать его по памяти;
- зрительно-слуховой диктант - предложения записываются одновременно на доске и в тетради, написанное обсуждается всей учебной группой.

Диктант может быть использован также для контроля некоторых навыков и умений (контрольный диктант)». Конец цитаты.
https://methodological_terms.academic.ru/387/ДИКТАНТ

Смею утверждать, что в словаре и в среде «академических педагогов» отсутствует самая распространённая, именно «попсовая» форма - устный диктант. Мне помогла сделать это небольшое методическое открытие другая словарная статья описывающая глагол «диктовать».

2. Ещё цитирую.
«Диктовать. Глагол.
а) Тщательно и разборчиво произносить вслух с целью записи произнесённого другим человеком, например: госпожа Форестье усадила Жоржа за стол, выслушала его и через четверть часа начала диктовать статью.
б) Вынуждать кого-либо к чему-либо; используя своё влияние, навязывать определённый образ действия, например: по мере роста спроса и сокращения объёмов производства японские металлургические компании уже сами могут диктовать автопроизводителям цены».
Конец цитаты.
https://kartaslov.ru/значение-слова/диктовать

Из «значения б)» глагола «диктовать» - тщательно и разборчиво произносить вслух с целью... выполнения какого-либо действия другим человеком, например, может быть, записи произнесённого, может быть, исполнения высказанной вслух просьбы и т.д. - логично следует, что учителя в школе каждоурочно и буквально ежеминутно используют диктант (устный диктант), но практика вопиёт, что они, учителя, тщательно скрывают это, объявляя родителям и ученикам, что диктант - это древнейшее средство поголовно-индивидуального контроля за усвоением знаний.

3. Снова цитирую.
«Диктант был и по-прежнему остается одной из самых распространенных форм контроля на уроках русского языка (и не только русского - бойтесь и трепещите! - Н.Н.), и повлиять на этот факт не может ни аттестация в форме тестов, изложений и сочинений, ни здравый смысл (вот так мы, учителя, сказали... - Н.Н.). С одной стороны, это объяснимо ценностью диктанта как средства обучения и контроля. С другой - обычный диктант является довольно искусственной формой, ведь в жизни мы редко пишем что-то под диктовку (не пишем, но действуем... - Н.Н.). К тому же, есть ученики, которые почти не воспринимают информацию на слух (сначала тренировать и не только логопедам... - Н.Н.), а есть и те, кто, напротив, легко «считывает» пунктуацию, а то и орфографию с голоса учителя. И в том, и в другом случае оценка по диктанту будет необъективна и не отразит истинного уровня грамотности ученика».
Конец цитаты.
https://pedsovet.su/rus/6760_diktanty_na_uroke

Ненужный трепет перед диктантом снять можно заранее, если в первых диктантах убрать контрольную задачу и поиграть в диктанты с роботом, который не может рассердиться, не меняет каждый раз условия задания, не меняет тему общения...
Наш робот dictare-mentis.ru всё повторяет, как им и было сказано, что в первый, что в третий раз. Да сколько нужно!..
- А контроль?
- Сверить с образцом выполнения задания лучше самостоятельно.
Цель -тренировка внимательности как мозговой деятельности, то есть послушать, запомнить, сделать, сравнить. Дочитали?
Молодцы... Теперь бонус, как в банках принято - немного кино про устные «попсовые» диктанты.
Любимый "академической педагогикой" диктант-управление. Устный и тщательно охраняемый, не афишируемый и совсем не страшный диктант: услышали, поняли, сделали... Скорость диктовки надо повышать постепенно. Спорт и школа - много общего

Устный диктант, начинается подражанием (присоединением), продолжается диалогом, переходит в управление: "Кто? Поднимите руки..."

Устный диктант. Управление в чистом виде.

Устный диктант-управление с единственной целью только управлять (доминировать) над всеми участниками коммуникации.

Порядок слов в стихах специальный, "не речевой" - запоминать с целью контролировать. Что?

Арифметика вещь абстрактная, но это как? Папа этого не знает - устный конкретный диктант "про яблоки" для папиного доминирования.
Мама ведь помогает пониманию, снижая степень абстракции: "Сколько осталось чего? Яблок или моркови?"
Учителю с таким учеником не нужно доминировать. Нужно папе-учителю присоединиться через "подражание" сына - пусть отдаст папе одно своё яблоко...
Тогда будет понятен вопрос "Сколько у тебя осталось?"
Перейти в диалог - теперь морквка...
Управление возможно при контроле... Эх. Даже не смешно...

P.S. https://www.youtube.com/watch?v=P0Ep0lufBDM

диктант моя история, dictare-mentis, диктант без букв, мозг, диктант по русски, диктант мой мир

Previous post Next post
Up