Статья меня удивила

Mar 24, 2021 14:24

Цитирую.
А. А. Азбель, Л. С. Илюшин, П. А. Морозова «Обратная связь в обучении глазами российских подростков», Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1.

«Актуальная дискуссия о рамках обратной связи в учебном процессе
1.1. Роль обратной связи в обучении и образовании
К термину «обратная связь» (feedback) современные авторы обращаются в исследованиях структуры образовательного процесса.
Дж. Хэтти на основании проведенного им метаанализа исследований, посвященных образовательным достижениям, утверждает, что не всякая обратная связь может способствовать позитивным изменениям в процессе обучения и решить проблемы качества образования.
Обратная связь [если она «положительная»-Н.Н.] рассматривается в контексте повышения уровня интерактивности образовательного процесса и улучшения качества коммуникативного взаимодействия преподавателей и учеников. В последние годы в теории и на практике активно продвигается идея «петель обратной связи»: оценивание и комментарии инициируют и продвигают диалог между учителем и учеником или между учениками. Кроме того, обратная связь включена в процессы контроля, оценивания в обучении и аспекты предметной дидактики, связанные с повышением учебной мотивации. Активно используется понятие обратной связи и в работах, в которых исследуется изменение поведения участников педагогического общения. Наконец, тема обратной связи присутствует в исследованиях, посвященных стратегии повышения качества образования средствами образовательного менеджмента».
Согласно научному межпредметному подходу, следует учесть, что если в системе все обратные связи «положительные», то наступает резонанс и система, ставшая «излучающим генератором»: а) разрушается; б) истощает источник энергии; в) ради сохранения системы потребуется внедрение «отрицательной» обратной связи. Так систему образования, школу, урок, учителя и учеников - продолжаем эксплуатировать штатно или с новыми целями? Решаем новые задачи?
«Ученые из Нидерландов и Германии показали, насколько сильно может различаться понимание обратной связи и связанных с ней процессов в зависимости от подхода: бихевиористского, когнитивистского, социокультурного, теории социального конструктивизма».
Не удивительно то, что к ученым из Нидерландов и Германии, показавшим бихевиористскую (обусловленную рефлексами и реакциями в ответ на какие-то мотивационные обстоятельства), когнитивистскую (с реакцией не только на внешние стимулы, но и с внутренними переменными), социально конструктивистскую (формирующую каждого из нас посредством собственного опыта и взаимодействий, но не путайте с социальным конструкционизмом, там иначе) обратную связь, присоединились и российские педагоги.
«В российском научном поле представлены такие теоретические модели обратной связи, как рефлекторная (биологическая обратная связь), бихевиористская, когнитивная, кибернетическая, коммуникативная.
Педагогическая обратная связь определяется как «информация, получаемая учащимся в ответ на определенные действия в процессе образования и соотносимая с процессами и результатами обучения и воспитания», «информация, сообщаемая субъектом (учителем, сверстником, родителем <…> самим обучаемым) об аспектах чьей-то деятельности и понимания». Однако в таких трактовках не учитывается, использует ли ученик полученную информацию для изменения своего образовательного поведения».

Присоединились, может быть, с не сильно оригинальными, как говорится, мыслями по сути дела, которое я с 1976 года практиковал 7 лет в московских школах и СГПТУ - о педагогической обратной связи.
Это сегодня уже широко распространённое даже в рефератах студентов понятие, по которому в природных системах обратная связь представлена в двух формах: информационной и неинформационной. Например, по аналогии с принципом неотвратимости применения государством своей правовой системы, существует педагогический принцип неотвратимости... проверки каждого учительского задания и выставления за эту работу оценки ученику. Завучи следили за «текущей наполняемостью» классного журнала оценками, иначе отбиваться от родителей школе будет нечем. Ах, перестали завучи следить... И носить по сто тетрадей домой перестали? Тяжело таскать. Даже на листочках писать перестали? Удивительно. Ах, учтно, ради развития речи и без оценки. Главное - неотвратимость выполнения задания и обязательность его оценки - принцип-то старый и мудрый...
Сильнее всего меня удивило другое.
Переворот с ног на голову учителя. Ему, учителю, предъявлено обвинение в нарушении неких прав ученика на обязательную оценку именно учеником, как своей учебной деятельности, так и учебной деятельности своего учителя. Попытаюсь распутать этот клубок неразрывных «обратных связей».

«[...] 1.2. Обратная связь как новая грамотность
Неумение ученика принимать и использовать обратную связь для улучшения качества своей учебной работы - актуальная проблема образовательной практики. Кроме того, большинство учеников испытывают трудности в формулировании развернутого комментария по поводу работы товарища [в силу возраста или квалификации их учителя? - Н.Н.], а также сильнее заинтересованы в формализованной отметке, чем в подробном комментарии своей работы [где мой 1976 год! по глазам же видно - кому нужен комментарий, а кому... -Н.Н.]. На этом основании исследователи выдвигают идею о необходимости развития грамотности учащихся в использовании обратной связи (student’s feedback literacy). П. Саттон считает грамотность в использовании обратной связи отдельной компетентностью в составе более широкой «академической грамотности». Умение работать с обратной связью не должно сводиться к умению читать и писать, оно требует личностного вклада учителя и ученика.
Последователи П. Саттона Д. Карлесс и Д. Бауд развивают идею грамотности в использовании обратной связи, выделяя в данном навыке четыре взаимосвязанных процесса: признание ценности обратной связи, умение выносить суждение, управление эмоциями и способность действовать. Насколько успешно учащиеся будут осваивать эту грамотность, зависит от мастерства учителя».

Кому-то выгоден правовой принцип неотвратимости наказания учителя (государственного или частного)?
Осталось только закон сочинить с всенепременным научно исследовательским и гуманно-педагогическим обоснованием.
Очевидно по примеру самого К.Д. Ушинского.

Педагогические академики ратуют ли за ювенальную юстицию?

Несколько лет назад СМИ посвятили «ювинальщикам» несколько публикаций. Вот например.
12.02.2013 «Семью ставят в угол. Что такое ювенальная юстиция и почему с ней борются родители», Текст: Наталья Козлова. Российская газета - Федеральный выпуск № 29(6005) - https://rg.ru/2013/02/12/uvenalnaia.html

И вот ещё на тему прав и обязанностей «бывших школьников». 2 марта 2005 года «Лента.ру» сообщила: «Верховный суд США запретил казнить несовершеннолетних»: «Решение было принято пятью голосами за при четырех против. Таким образом, отменены 72 приговора малолетним убийцам, вынесенные в 19 штатах.[...] Это уже не первая мера, призванная ограничить применение смертной казни в США, напоминает агентство. В 1988 году Верховный суд запретил казнить лиц, которым на момент совершения преступления было менее 15 лет, а в 2002 году отменили казнь умственно отсталых преступников». Смертная казнь в стране была разрешена в 1976 году. С тех пор казнены 22 человека, чей возраст на момент совершения преступления составлял менее 18 лет. Больше всего, 13 человек, казнили в Техасе, который также удерживает первое место по количеству смертных казней, отмечает АР (Associated Press - Н.Н.). - https://lenta.ru/news/2005/03/02/teens/
Видимо за стрельбу в школах, «а город подумал - ученья идут», как в песне про лётчиков у нас пелось...

P.S. «Рис. 1. Что думают российские школьники об обратной связи.
п.1. Обратная связь от учителей
Учителя чаще указывают мне на пробелы в моих знаниях -63,7%
Учителя чаще показывают мне возможные точки моего роста -36,3%.
п.2. Обратная связь от учителя [ученика? - Н.Н.]
Хотелось бы получать развернутый комментарий -75,5%
Обычно достаточно отметки в качестве отзыва о твоей работе -24,5%.
п.3 Конфиденциальный письменный
Такие письма будут мотивировать и помогать -74,3%
Такие письма будут тревожить и мешать -25,7%
п.4 Взаимопонимание и сотрудничество
В школе не хватает обратной связи учителям от учеников -53,5%
В школе не хватает обратной связи ученикам от учителей -46,5%»
Остались мелочи. А что думает один из подписантов статьи - Морозова Полина Анатольевна, магистрант факультета свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет по поводу искажения смысла заголовка п.2 рис. 1?

Почему РАО не заберут в РАН?

школьники, РАО

Previous post Next post
Up