Какая славная история у этой фотографии...

Jul 15, 2019 08:16



Ведь хорошая фотография из 1920-х, не правда ли?
«Свежая» и «модерновая».

А началась её история с Пушкина...
Потом Гольденвейзер...
Московский императорский лицей...
Пречистенка, дом 9...
Адвокат, искусствовед, жена искусствоведа...
«Сверхчеловек»...
«Комиссии домашнего чтения по содействию...»
«... нельзя мечтать о слиянии с народом...»
Переулок близ Арбата...
Генерал Софиано...
Андрей Дмитриевич Сахаров...
Новоконюшенный переулок...
Фёдор Сологуб...

[Кто его видел?..]Кто его видел?
Если поверить утверждению Мстисла́ва Алекса́ндровича Цявло́вского (1883-1947) - российского и советского
литературоведа, выдающегося пушкиниста, доктора филологических наук
(из потомков старинного дворянского рода!),
выпускника историко-филологического факультета Московского университета (1910);
члена РСДРП (б), который после февральской революции 1917 года руководил разборкой
и изучением архива Московского охранного отделения и подготовил сборник:
«Большевики: Документы по истории большевизма с 1903 по 1916 годы», изданного в Москве в 1918 году;
редактора изданий «Голос минувшего» (с 1923), «Московский пушкинист» (1927);
редактора и комментатора всех значительных пушкинских изданий 30-40-х гг.,
готовившего к печати полное собрание сочинений Л. Н. Толстого;
одного из организаторов 100-летней юбилейной Пушкинской выставки 1937 года;
заведовавшего рукописным отделом музея Пушкина в Москве;
автора фундаментальной «Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина» (1951);
ряд своих работ создававшего в соавторстве со своей женой и сотрудником Т. Г. Цявловской;
проживавшего в Новоконюшенном переулке в Москве и похороненного на Новодевичьем кладбище...

Так вот, по утверждению этого всеми уважаемого М. А. Цявловского (как не поверить?),
некто Яков Цысин (имя установлено точно) ещё подростком видел Пушкина,
гуляющего в городском саду Кишинёва.
Об этом и рассказывал потом своему маленькому внуку Гершензону Михаилу Осиповичу. На фото справа.


[Лютеране...]Лютеране...
Так же достоверно известно, что ранее в Москве второй половины 19 века студенческая жизнь Михаила Гершензона
началась в крайней нищете, с постоянным добыванием уроков.
Известно ещё и то, что однокурсником Гершензона по Московскому университету в те времёна
оказался другой уроженец Кишинёва, оставшийся его ближайшим другом до конца жизни.
Это был Николай Борисович Гольденвейзер (1871-1924), будущий юрист, переводчик,
преподаватель истории «Московского императорского лицея в память цесаревича Николая»,
пушкинист, сотрудник Румянцевского музея.

Вся большая семья Гольденвейзеров в то время проживала в Москве на Пречистенке, дом 9.
Во главе семьи, отец Николая - Борис Соломонович Гольденвейзер (1838-1916), адвокат и публицист,
мать Варвара Петровна Гольденвейзер (в девичестве Щекотихина,1848-1898),
младший брат Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер (1875-1961) в будущем русский и советский пианист, композитор,
педагог, публицист, музыкальный критик, доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946),
лауреат Сталинской премии первой степени (1947) и две сестры:
старшая Татьяна Борисовна (1869 1955), которая вышла замуж за Константина Алексеевича Софиано (1891-1938),
сына генерал-лейтенанта Алексея Семёновича Софиано (1854-1929),
их племянник - физик и правозащитник А.Д. Сахаров;
и, наконец, младшая Мария...

Михаил Гершензон стал своим человеком у Гольденвейзеров.
Дружеские отношения Михаила с Марией перешли в романтические, но брак между православной Марией Борисовной Гольденвейзер
и иудеем Мейлихом Гершензоном был невозможен по законам Российской империи.
С 1904 года они стали просто жить вместе, как «гражданская семья».
Отец Марии не одобрял это решение, полагая, что Гершензон мог бы и креститься, раз уж так вышло.

Дети Гершензонов - сыновья Александр (умерший в младенчестве),
Сергей и дочь Наталия - после рождения числились «незаконными детьми, вписанными в паспорт девицы Гольденвейзер».
А в будущем сын - Сергей Михайлович Гершензон (1906-1998), генетик, академик АН УССР;
дочь - Наталия Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907, Москва - 1977, Москва),
советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905-1994);
внучка - Мария Андреевна Чегодаева (1931-2016), искусствовед, действительный член Российской академии художеств.


[«Сверхчеловеки»...]«Сверхчеловеки»...
Михаил Гершензон свою творческую деятельность начал с 1890-х годов исследованием семейных архивов
видных дворянских родов Москвы, ещё занимался изучением движения декабристов
и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830-1840 годов.
В такой персонифицированной истории русской общественной мысли Михаил Гершензон
обнаружил между сознательным «устремлением к надындивидуальному» социально-политическому идеалу, с одной стороны,
а с другой стороны, «внутренне обоснованными потребностями» личности - огромную пропасть, разрыв.
Причиной этого раскола Михаил Гершензон определил «петровскую реформу», оторвавшую образованную часть общества от народа,
тем самым нарушившая органическое развитие России.
Под несомненным влиянием шотландца Карлейля (1795-1881)* Гершензон так же утверждал,
что поиск общественного идеала будет плодотворен и успешен только лишь для цельной, творческой личности,
живущей в соответствии с Божественным предначертанием. Если героическое начало в обществе ослабевает,
тогда наружу вырываются (в революциях и восстаниях) разрушительные силы массы,
и они действуют, пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев»,
вождей (таких как Кромвель или Наполеон).
Сегодня стало очевидным, что взгляды Карлейля в чём-то предвосхитили
воззрения Ницше с его культом сверхчеловека, а через него - Гитлера и других фашистских идеологов.


[Нельзя мечтать...]Нельзя мечтать...
Михаил Гершензон свои впечатления от серии кровавых «черносотенных» погромов 1905-07 годов
обобщил следующими словами: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, -
бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть,
которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».

Для Гершензона в начале прошлого века эталоном органического развития
наряду с допетровской Россией выступал и буржуазный Запад - «бессознательное орудие Божьего дела на земле».
А мирный же исход классовой борьбы Михаил Гершензон считал «психологически возможным» только на Западе.
И так же утверждал, что интеллигенции необходимо преодолевать «раскол в русском обществе»
с помощью творческого обращения к духовным сторонам человеческой жизни.


[Домашнее содействие...]Домашнее содействие
В 1908 или 1909 году известный филантроп Елизавета Николаевна Орлова (1861-1940) -
инициатор и создатель «Комиссии домашнего чтения по содействию самообразованию малоимущих»,
опубликовала ряд работ Михаила Гершензона по проблемам образования и воспитания,
а так же его же бестселлер о Петрарке (1899).
В том же 1909 году М. Гершензон выступил инициатором издания сборника «Вехи»,
объединившего значительных представителей русской философской мысли Н.A. Бердяева, С.H. Булгакова, С.Л. Франка и других.
Знакомство с Орловой переросло в многолетнюю дружбу и сыграло огромную роль
в жизни молодых супругов «гражданской» семьи Марии и Михаила.
Орлова поселила их в своём домовладении в Никольском переулке близ Арбата,
сначала в деревянном флигеле, а затем в новом доме (№ 13), построенном в 1912 году архитектором Ивановым-Шицем.

После «дела Бейлиса» судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве
12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского (1911),
М. Гершензон начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте X.H. Бялике (1914),
предисловие к сборнику русских переводов из новой поэзии на иврите «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918),

К 1914 году законодательство российской империи стало более веротерпимым:
православные могли переходить в иные христианские исповедания,
а «инославные» могли вступать в брак с иудеями.
Мария Борисовна Гольденвейзер стала лютеранкой, и после венчания по лютеранскому обряду
приняла фамилию Гершензон.

Благодетельница Орлова, потеряв всё состояние в результате Октябрьской революции 1917 года
(хотя и счастливо избежав каких-либо репрессий), продолжала жить вместе с Гершензонами,
как член их семьи до самой смерти, зарабатывая уроками рисования и языков, а позднее и продажей собственных картин.


[Близ Арбатских дворов...]Близ Арбатских дворов
После Февральской революции Михаил Гершензон - председатель Всероссийского союза писателей.
В 1920-21 годах член бюро Литературного отдела Народного комиссариата просвещения,
член коллегии 4-й секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.
В 1922 году - философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа»,
в которых противопоставлял сионизму идею универсализма еврейского духа.

На протяжении всей жизни Гершензон сочинял стихи;
несколько стихотворений было опубликовано в журналах «Новое слово» (1897) и «Русская мысль» (1913, 1915).

В 1925 году умер в возрасте 55 лет от застарелого туберкулёза. Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.).
Судя по воспоминаниям, смерть Гершензона произвела тяжелое впечатление на ценителей русской культуры.
Сбежав с похорон, утопилась писательница Александра Чеботаревская. Как и её сестра несколько ранее...


[Сёстры...]Сёстры...
Анастасия Чеботаревская, которая четырьмя годами раньше своей сестры Александры
покончила жизнь самоубийством бросившись в Неву с Тучкова моста в 1921 году, была женой Фёдора Сологуба.
История...


[P.S. ...]P.S.









Спасибо за фото Ф.Сологуба и его жены  - https://www.fsologub.ru/gallery/portrait/

РФ, культура, фотография, Россия, история

Previous post Next post
Up