Ведь хорошая фотография из 1920-х, не правда ли? «Свежая» и «модерновая».
А началась её история с Пушкина... Потом Гольденвейзер... Московский императорский лицей... Пречистенка, дом 9... Адвокат, искусствовед, жена искусствоведа... «Сверхчеловек»... «Комиссии домашнего чтения по содействию...» «... нельзя мечтать о слиянии с народом...» Переулок близ Арбата... Генерал Софиано... Андрей Дмитриевич Сахаров... Новоконюшенный переулок... Фёдор Сологуб...
[Кто его видел?..]Кто его видел? Если поверить утверждению Мстисла́ва Алекса́ндровича Цявло́вского (1883-1947) - российского и советского литературоведа, выдающегося пушкиниста, доктора филологических наук (из потомков старинного дворянского рода!), выпускника историко-филологического факультета Московского университета (1910); члена РСДРП (б), который после февральской революции 1917 года руководил разборкой и изучением архива Московского охранного отделения и подготовил сборник: «Большевики: Документы по истории большевизма с 1903 по 1916 годы», изданного в Москве в 1918 году; редактора изданий «Голос минувшего» (с 1923), «Московский пушкинист» (1927); редактора и комментатора всех значительных пушкинских изданий 30-40-х гг., готовившего к печати полное собрание сочинений Л. Н. Толстого; одного из организаторов 100-летней юбилейной Пушкинской выставки 1937 года; заведовавшего рукописным отделом музея Пушкина в Москве; автора фундаментальной «Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина» (1951); ряд своих работ создававшего в соавторстве со своей женой и сотрудником Т. Г. Цявловской; проживавшего в Новоконюшенном переулке в Москве и похороненного на Новодевичьем кладбище...
Так вот, по утверждению этого всеми уважаемого М. А. Цявловского (как не поверить?), некто Яков Цысин (имя установлено точно) ещё подростком видел Пушкина, гуляющего в городском саду Кишинёва. Об этом и рассказывал потом своему маленькому внуку Гершензону Михаилу Осиповичу. На фото справа.
[Лютеране...]Лютеране... Так же достоверно известно, что ранее в Москве второй половины 19 века студенческая жизнь Михаила Гершензона началась в крайней нищете, с постоянным добыванием уроков. Известно ещё и то, что однокурсником Гершензона по Московскому университету в те времёна оказался другой уроженец Кишинёва, оставшийся его ближайшим другом до конца жизни. Это был Николай Борисович Гольденвейзер (1871-1924), будущий юрист, переводчик, преподаватель истории «Московского императорского лицея в память цесаревича Николая», пушкинист, сотрудник Румянцевского музея.
Вся большая семья Гольденвейзеров в то время проживала в Москве на Пречистенке, дом 9. Во главе семьи, отец Николая - Борис Соломонович Гольденвейзер (1838-1916), адвокат и публицист, мать Варвара Петровна Гольденвейзер (в девичестве Щекотихина,1848-1898), младший брат Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер (1875-1961) в будущем русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат Сталинской премии первой степени (1947) и две сестры: старшая Татьяна Борисовна (1869 1955), которая вышла замуж за Константина Алексеевича Софиано (1891-1938), сына генерал-лейтенанта Алексея Семёновича Софиано (1854-1929), их племянник - физик и правозащитник А.Д. Сахаров; и, наконец, младшая Мария...
Михаил Гершензон стал своим человеком у Гольденвейзеров. Дружеские отношения Михаила с Марией перешли в романтические, но брак между православной Марией Борисовной Гольденвейзер и иудеем Мейлихом Гершензоном был невозможен по законам Российской империи. С 1904 года они стали просто жить вместе, как «гражданская семья». Отец Марии не одобрял это решение, полагая, что Гершензон мог бы и креститься, раз уж так вышло.
Дети Гершензонов - сыновья Александр (умерший в младенчестве), Сергей и дочь Наталия - после рождения числились «незаконными детьми, вписанными в паспорт девицы Гольденвейзер». А в будущем сын - Сергей Михайлович Гершензон (1906-1998), генетик, академик АН УССР; дочь - Наталия Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907, Москва - 1977, Москва), советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905-1994); внучка - Мария Андреевна Чегодаева (1931-2016), искусствовед, действительный член Российской академии художеств.
[«Сверхчеловеки»...]«Сверхчеловеки»... Михаил Гершензон свою творческую деятельность начал с 1890-х годов исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, ещё занимался изучением движения декабристов и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830-1840 годов. В такой персонифицированной истории русской общественной мысли Михаил Гершензон обнаружил между сознательным «устремлением к надындивидуальному» социально-политическому идеалу, с одной стороны, а с другой стороны, «внутренне обоснованными потребностями» личности - огромную пропасть, разрыв. Причиной этого раскола Михаил Гершензон определил «петровскую реформу», оторвавшую образованную часть общества от народа, тем самым нарушившая органическое развитие России. Под несомненным влиянием шотландца Карлейля (1795-1881)* Гершензон так же утверждал, что поиск общественного идеала будет плодотворен и успешен только лишь для цельной, творческой личности, живущей в соответствии с Божественным предначертанием. Если героическое начало в обществе ослабевает, тогда наружу вырываются (в революциях и восстаниях) разрушительные силы массы, и они действуют, пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев», вождей (таких как Кромвель или Наполеон). Сегодня стало очевидным, что взгляды Карлейля в чём-то предвосхитили воззрения Ницше с его культом сверхчеловека, а через него - Гитлера и других фашистских идеологов.
[Нельзя мечтать...]Нельзя мечтать... Михаил Гершензон свои впечатления от серии кровавых «черносотенных» погромов 1905-07 годов обобщил следующими словами: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Для Гершензона в начале прошлого века эталоном органического развития наряду с допетровской Россией выступал и буржуазный Запад - «бессознательное орудие Божьего дела на земле». А мирный же исход классовой борьбы Михаил Гершензон считал «психологически возможным» только на Западе. И так же утверждал, что интеллигенции необходимо преодолевать «раскол в русском обществе» с помощью творческого обращения к духовным сторонам человеческой жизни.
[Домашнее содействие...]Домашнее содействие В 1908 или 1909 году известный филантроп Елизавета Николаевна Орлова (1861-1940) - инициатор и создатель «Комиссии домашнего чтения по содействию самообразованию малоимущих», опубликовала ряд работ Михаила Гершензона по проблемам образования и воспитания, а так же его же бестселлер о Петрарке (1899). В том же 1909 году М. Гершензон выступил инициатором издания сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли Н.A. Бердяева, С.H. Булгакова, С.Л. Франка и других. Знакомство с Орловой переросло в многолетнюю дружбу и сыграло огромную роль в жизни молодых супругов «гражданской» семьи Марии и Михаила. Орлова поселила их в своём домовладении в Никольском переулке близ Арбата, сначала в деревянном флигеле, а затем в новом доме (№ 13), построенном в 1912 году архитектором Ивановым-Шицем.
После «дела Бейлиса» судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского (1911), М. Гершензон начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте X.H. Бялике (1914), предисловие к сборнику русских переводов из новой поэзии на иврите «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918),
К 1914 году законодательство российской империи стало более веротерпимым: православные могли переходить в иные христианские исповедания, а «инославные» могли вступать в брак с иудеями. Мария Борисовна Гольденвейзер стала лютеранкой, и после венчания по лютеранскому обряду приняла фамилию Гершензон.
Благодетельница Орлова, потеряв всё состояние в результате Октябрьской революции 1917 года (хотя и счастливо избежав каких-либо репрессий), продолжала жить вместе с Гершензонами, как член их семьи до самой смерти, зарабатывая уроками рисования и языков, а позднее и продажей собственных картин.
[Близ Арбатских дворов...]Близ Арбатских дворов После Февральской революции Михаил Гершензон - председатель Всероссийского союза писателей. В 1920-21 годах член бюро Литературного отдела Народного комиссариата просвещения, член коллегии 4-й секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук. В 1922 году - философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял сионизму идею универсализма еврейского духа.
На протяжении всей жизни Гершензон сочинял стихи; несколько стихотворений было опубликовано в журналах «Новое слово» (1897) и «Русская мысль» (1913, 1915).
В 1925 году умер в возрасте 55 лет от застарелого туберкулёза. Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.). Судя по воспоминаниям, смерть Гершензона произвела тяжелое впечатление на ценителей русской культуры. Сбежав с похорон, утопилась писательница Александра Чеботаревская. Как и её сестра несколько ранее...
[Сёстры...]Сёстры... Анастасия Чеботаревская, которая четырьмя годами раньше своей сестры Александры покончила жизнь самоубийством бросившись в Неву с Тучкова моста в 1921 году, была женой Фёдора Сологуба. История...