Чем больше проходит времени после отпуска, тем быстрее все забывается. Так что напишу-ка я о для тех, кто захочет повторить наш подвиг, и заодно для нас-любимых, вдруг еще раз соберемся - о вождении и машинах в Америке.
Вообще перед поездкой было ооочень волнительно. Сколько стоит бензин в Штатах, сколько закладывать в бюджет поездки на штрафы, легко ли там ориентироваться, чем отличаются правила в Америке от российских и нужна ли в Нью-Йорке в декабре зимняя резина. Про зимнюю резину я даже написала в Avis - спорю на сто долларов, что они ржали как кони всем офисом)) Почитать нигде ничего толкового не было, ааааа. Дениска нашел где-то руководство по созданию знаков - такой американский ГОСТ, где какую табличку вешать и какую разметку рисовать, и мы честно подремали в самолете над этим занимательным чтением.
Краткое содержание ката: в Штатах с вождением все отлично, волшебное сочетание разговорного английского, элементарной вежливости и зеленых американских денег все решит. Если чего-то из этого списка нет, будут проблемы.
Про бензин, дороги, правила и другие скучные вещи
1. Аренда машины. Выбор почти случайно пал на Avis. В Hertz было слишком дорого, а в Budget подозрительно дешево. Когда мы уже оформляли документы на машину в аэропорту Сан-Франциско, заметили, что у стойки Budget собралась целая очередь, пара человек стояли у Avis, а у Hertz все было глухо. Судя по тому, что машину нам дали со стоянки Budget, базы у них общие. Если брать машину в пункте А и возвращать туда же, будет намного дешевле, чем если брать в А и возвращать в Б.
2. Цена аренды. В Штатах на ценниках не принято указывать НДС (процентов 8,5). Он платится абсолютно со всего и везде - в кафе, в гостиницах, на заправках, все равно. Кроме этого, нужны страховки (каждая отдельно - возмещение для чужой машины, ущерб для своей, страховка "на всякий случай", если нужен будет эвакуатор, прикурить или залить пару литров до заправки. Кроме этого, есть приятные фишечки вроде XM radio - полезная вещь, если планируешь долгий трип по американской глуши, там со спутниковым радио все-таки веселее.
3. Бензин. Теоретически сортов бензина у них четыре: 87, 89, 91 и 93 (редкий зверь, но Дениска говорит, что бывало). Мы обычно заливали 89 или 91, хотя обе прокатные машины - Jeep Compass и Hyundai Santa Fe - устраивал 87. Цена на 91 - от 3.34 доллара за галлон по трассе до 3.90 в Нью-Йорке, в пересчете на рубли получается от 27,35 до 31,94 рублей за литр по курсу доллара 31. И это самый дорогой бензин!
Как платить. Местные платят картами, но все их аццкие устройства на заправках наши карты выплевывали. Приходилось топать на кассу и платить наличкой.
4. Культура вождения. Народ непривычно вежливый и терпеливый. Первыми уступают дорогу, мигать дальняком не принято, гудеть не принято, притираться тоже, вообще хамить и ругаться не принято (Нью-Йорк не считается). Если ты не сразу заметил, что за тобой плетется местный ковбой, которому надо срочно уступить - ковбой будет ждать, и никаких "сесть на хвост", помигать и прочего. Говорить "спасибо" аварийкой тоже не принято. Водятлов, делающих откровенную фигню вроде заднего хода по шоссе или езды по встречке, нам не попадалось.
5. Полиция. Наездили 5000 км и с ними ни разу не общались, только видели издалека. Обычно их не видно и не слышно, появляются, когда что-то происходит. Народ, бывает, превышает, но всегда меньше 130кмч. Как только мимо проехало такое чудо - можно начинать отсчет, максимум через 10 минут его увидишь на обочине с читающим морали копом в комплекте. Угадать, откуда они появляются, нам не удавалось - вроде и справа кактусы, и слева кактусы, нас никто не обгонял, до ближайшего города ехать и ехать, откуда они - а кто знает. Радары, как и у нас, видели на мостах и отбойниках, но довольно редко, стреляют обычно в спину (в некоторых штатах передние номера не обязательны). Видели надписи, что скорость мониторится беспилотниками, но как-то их не замечали. Подозреваем, что больше всего развито взаимное стукачество (и можете со мной не согласиться, но есть моменты, когда это правильно).
Единственное, где видели стоящие патрульные машины - ночью в городах. Стоят на перекрестках и бдят. Еще там, где ремонт на шоссе, берегут дорожных рабочих.
6. Штрафы. Со штрафами у них все хитро - они варьируются от штата к штату и зависят от места, где едешь. В опасных местах штрафы удваиваются. Обычно это ремонт дороги или улица рядом со школой, в таких местах всегда висели таблички Double Fine Zone. По дорожным знакам превышение стоит от $200.
7. Средняя скорость. На шоссе от 60 до 75 миль в час (96-120 кмч по-нашему). Попадались ограничения в 20 (обычно это был ремонт), 40 и 50 миль. Подстав вроде "было ограничение 70, а тут раз - и 40, и под знаком как назло патруль" - не было, видимо, в американской голове такой идиотизм не укладывается. Мы читали, что американские радары настроены на превышение от 11 миль в час, и местные так и ездят - ограничение плюс 10-12 миль. Мы ехали плюс 5-8 миль, чтобы на всякий случай.
8. Машины. Среднее по шоссе в Калифорнии - или пикап разной степени поюзанности (RAM, F150, F200 и похожие), или Тойота Приус. На Линкольнах белых американцев не видели. В Нью-Йорке большинство машин немного поколоченные, что намекает. Идеально вылизанных машин мало, аэрографии вроде "конь/Сейлормун/тамбовский волк" тоже не встречали... Скучные у них машинки.
9. Правила. Из непривычного - в Калифорнии можно поворачивать направо на красный, а в ЛА встречаются "одноместные" светофоры (одна машина на зеленый). Все знаки или максимально понятные, или таблички вроде "no turns on red" (например, в НЙ так поворачивать нельзя). Вообще они любят таблички, если кто-то вообще по-английски не говорит, будет тяжело. Нет правила "помеха справа" на равнозначных перекрестках, зато есть правило "кто первый, тот и едет". За счет знаков "STOP" и полной остановки на таких перекрестках все чудесно разъезжаются. Пешеходам всегда нужно уступать, но они переходят дорогу только там, где переход. Еще нужно остановиться, если впереди едет школьный автобус, и у него включены красные огни. Машинам с включенной сиреной (пожарные, скорая) нужно уступать сразу же, просто перестраиваешься правее. Нууу... и все. Все запрещающие и ограничивающие знаки дублируются по 2-3 раза, нужно очень постараться, чтобы не заметить.
10. Дороги. Разные! Бывает, что и старенькая бетонка (из ЛА в Лас-Вегас, а мы-то думали). Интерстейты часто идеально прямые, 2-3-4 полосы в каждую сторону, никаких пересечений с населенными пунктами: включаешь круиз и думаешь, чем заняться за рулем, разглядывая бесконечных дальнобоев одинаковых компаний "Рамирес, Гонзалес и сыновья". Так можно проехать несколько часов, и по сравнению с нашим зоопарком оно довольно скучно. В Калифорнии очень холмистые дороги, но всегда с отбойниками и шансов вылететь на встречку мало. Когда ехали по пустыне, серьезно мешал ветер (экзотика!). В какой-то из Каролин был бесконечный ремонт, и мы часа два тащились чуть ли не на 20 миль в час. Видимо, и у них выборы.
11. Навигация. Мы купили еще в России TomTom с американскими картами, оно удобное, пробки апдейтит и работает довольно шустро. Взять в аренду навигатор стоило $13 в день, а дней у нас было много, так что дешевле было купить самим. Приехали - поплевались на кривизну нашего Навитела.
12. Парковки. С этим в крупных городах задница. В Сан-Франциско есть уличные паркоматы по 25 центов за 10-15 минут, для этого нужна куча мелочи, или подземный паркинг где-то за $20-25 сутки, куда можно заезжать только один раз. В ЛА дороже, ночь $20, сутки уже не помню сколько. Стандарная парковка у отеля в среднем $30-35, зато въезжать и выезжать можно, сколько хочешь. У местных достопримечательностей есть парковки только для местных, туда ехать не надо - эвакуируют.
Уфф... на этом все, признавайтесь, кто осилил?=) Вообще у них очень приятно и комфортно ездить, с нашим небольшим опытом вождения (полтора года как катаемся) не было никаких проблем. Хотя первый день получился довольно стрессовый с непривычки%)