Почти 8 лет не писал в ЖЖ, однако пришла мысль сделать отчет по нашей поездке в Эстонию, чтоб не убежал далеко, пишу здесь.
Букв много
Планирование и траты
Решение поехать в Прибалтику было принято спонтанно за неделю до самой поездки. Судорожно начали сборы и планирование. Поставили в план на эту неделю экскурсии по городам всей Прибалтики, дайвинг, велосипеды и просто прогулки. Поняли, что пытаемся впихнуть невпихуемое
В результате остановились только на Эстонии, а приоритет был поставлен на дайвинг (море же!) и экскурсию по Таллинну. Велики в эту концепцию явно не вписывались, поэтому их было решено оставить дома. В результате было запланирован следующий маршрут: Москва - Таллинн - карьер Румму - остров Сааремаа - Псков - Москва. Реализация была очень близка от запланированного маршрута, и вот итоговая раскладка по дням:
День
Путь
Расстояние
Время
Комментарий
1
Москва-Нарва (кемпинг)
870
12,5 ч
С учетом прохождения границы
(2 часа) и поиска кемпинга
2
Кемпинг - Таллин
210
4 ч
С учетом заезда в старую крепость в Раквере
3
Таллинн
0
Экскурсии
4
Таллинн - Румму
65
3 ч
С учетом заезда в дайв-центр и поиска места ночевки
5
Румму - Панга (Сааремаа)
230
4,5 ч
С учетом парома
6
Панга - Курессааре - Панга
85
5 ч
Поездка в другой город для дайвинга с котиками
7
Панга
0
Дайвинг + просушка снаряги
8
Панга - Псков
460
9,5 ч
С учетом парома и прохождения границы (2 часа)
9
Псков - Москва
755
9 ч
Пробка на час на Новой Риге
Потому как это еврозона, да и мы не сильно избалованы пятизвездочными отелями, а в быту неприхотливы, то было принято решение максимально удешевить поездку за счет проживания в кемпингах в палатке. А то и просто так, в лесу
. Правда, за единственным исключением: два дня в Таллинне (все ж-таки цивилизация) и в Пскове, ибо у нас кемпинги как таковые не развиты. Основные траты получились в Таллинне: проживание + туристическая карта, и на дайвинг. Кемпинги приятно удивили своей дешевизной. Под Нарвой, вполне себе приличное место - 10 евро за двоих, а в Панге - вообще 5 евро с палатки! Еще один пункт экономии бюджета: большой бак плюс умеренный расход топлива. Вся та тысяча километров, пройденная в Эстонии, была сделана исключительно на российском топливе на одном баке. Что возможно при среднем расходе в 7 литров и наличии почти 90 литрового бака. Еда - еще вариант экономии (или раздутия) бюждета. Мы готовили сами, но тут большое пространство для творчества, поэтому в общих тратах не указываю.
Траты
Сумма
Топливо
6350 руб.
Грин-карта
2320 руб.
Кемпинг под Нарвой
10,00 €
Таллинн-кард 48 часов
78,00 €
Проживание в Таллинне 2 дня на двоих в отеле
82,00 €
Паром на Сааремаа и обратно
25,20 €
Дайвинг с котиками (на двоих)
80,00 €
Реки (2 раза на двоих)
120,00 €
Проживание в кемпинге Панга Панк за 3 дня
15,00 €
Проживание в Пскове в гостиннице
1400 руб.
Для справки: без учета стоимости дороги до Таллинна туры в Румму стоят от 200 евро, туры Румму плюс дайвинг с котиками стоят от 400 евро. Очевидно, что рэки в Балтийском море не включены.
Дороги
Россия. Отрадно, что дороги у нас-таки делают
Москва - Тосно. Все прилично, за исключением небольшого участка (километров 50-60) в новгородской области. Объезд Вышнего Волочка на уровне европейских стандартов, пока бесплатный.
Тосно - Ивангород. До трассы, которая идет из Питера в Ивангород, дорога хоть и узкая и извилистая, но вполне даже ничего. Но очень много ж/д переездов поначалу. Когда съезжаешь на прямую питерскую трассу - все великолепно.
Шумилкино - Псков. Все прекрасно. Сама дорога на 60 км имеет всего два поворота - в Изборск и от него. Остальные участки прямые как стрела.
Псков - Опочка. Последние 40-50 км старое покрытие, до него все сделано.
Опочка - Пустошка. Великолепно.
Пустошка - Москва (трасса М-9). Чуть не доезжая до Великих Лук все сделано. Далее трасса на 50-60 км со старым покрытием, после въезда в Тверскую область - все хорошо. Отдельно следует заметить, что на этой трассе ОЧЕНЬ мало населенных пунктов, что весьма приятно сказывается на средней скорости движения. От Волоколамска до второй бетонки идут перманентные строительства. Из-за этого проторчали час в пробке, но иного было бы сложно ожидать в воскресенье вечером
Эстония. В целом дороги неплохие, но в основном однополосные и извилистые, часто идут через населенку, в которой ограничение 50 км/ч. Но при небольшой плотности машин это не сильно напрягает. Навигатор иногда дает путь, который у нас бы назвали «козьми тропами», но, тем не менее, исправно выводит к цели. Камеры стоят, но не могу сказать, что часто. По инфе из Инета и по разговорам с местными штрафуют уже за превышение в 3 км/ч. Вернее, так: если камера с ограничением в 90 км/ч зафиксировала скорость в 97 км/ч, то 4 сбрасывают на погрешность приборов и назначают штраф за 93. Для начала по 3 евро за каждый километр, далее с прогрессивной шкалой. Лучше не превышать
Эстония и Таллинн
Эстония хоть и пыжится своей независимостью, но историческое прошлое не отпускает... Почти везде говорят на русском, причем многие местные (включая и молодежь) как на своем родном. Видимо после развала Союза много русских осталось, и они не собираются его забывать. Хотя везде, кроме туристических мест, надписи на эстонском. Более того, сами прибалты нередко используют русский как язык межнационального общения. В баре была замечена семья латышей, которые общались с эстонским барменом по-русски. Предвзятого отношения к россиянам замечено не было, но и с распростёртыми объятиями тоже никто не бросался. Местные с удовольствием вызываются помочь в поисках того или иного туристического места, хотя сами не всегда даже знают, где оно
По всему видно, что страна не так чтоб сильно богатая, но видимая движуха в строительстве и сельском хозяйстве означает, что не все так уж и плохо. Продукты как везде: что-то дешевле, что-то дороже. Овощи, например, дорогие, а вот всякое мясомолочное дешевле. Акцизные товары (сигареты, алкоголь) в два раза дороже при пересчете на рубли. Причем и алкоголь, и сигареты часто российские. Очень странно видеть пиво Жигулевское Барное по 1,5 евро
.
Таллинн - вполне себе европейский город . Историческая часть, новостройки, везде зелень, много районов со вполне приличными одно- и двухэтажными домами с приусадебными участками (в одном из таких мы жили в мини-отеле). Много красных черепичных крыш, что характерно для Европы. Население в районе 430 тысяч плюс куча туристов. Для последних вполне комфортно: информация в туристических местах, кроме эстонского, еще на русском и английском. Наличие таллинн-кард очень упрощает поиски куда пойти и сокращает итоговые расходы на экскурсии и музеи, плюс бонусом бесплатный проезд в общественном транспорте. В целом производит очень приятное ощущение: нет напряженности мегаполиса, несмотря на то, что это столица не самого маленького государства.
Подробно на туристическом Таллинне останавливаться не буду (инфы в Инете море разливанное), скажу лишь что за два дня по Таллинн-кард мы посетили: обзорную экскурсию на трех линиях автобусов, телебашню, летную гавань, музей культуры пития (с легкой дегустацией
), подземные бастионы, Башню Кик-ин-де-Кёк, ну и, просто походили по старому городу. Программу-минимум выполнили.
Дайвинг
Как это ни смешно, найти стоящую информацию по дайвингу в Эстонии достаточно проблематично. Исключая информацию на эстонском (ибо не владеем, и Гугль тут не особо и помощник), в инете либо анонсы поездок из Питера, либо кривой перевод с эстонского на сайтах эстонских дайв-клубов, либо там же крайне усеченная информация на английском. Но в любом случае все склоняются к мысли, что очень неплохо посетить карьер Румму с затопленной тюрьмой, благо он в 40 км от Таллинна. Также много анонсов о дайвинге с морскими котиками и на рэки на острове Сааремаа. На этом решили и остановиться.
Румму. Информацию по поводу точек захода в воду и карту интересных мест так и не нашли, решили обратиться в дайв-центр в Таллинне. Поиск на официальном сайте PADI дал адрес одного аж пятизвездочного IDC-центра (Oxygen), туда и отправились. Как оказалось, этот центр уже пару лет как не действует, но рядом неожиданно оказался еще один (Барракуда). В нем вполне доброжелательный молодой человек рассказал на английском все по Румму с показом карты и указанием азимутов. При условии, что все оборудование, включая баллоны и груза, у нас было с собой, услуги данного дайв-центра на этом исчерпывались
. С удовольствием дублирую эту информацию.
Основная трасса от Таллинна идет с севера от карьера с востока на запад. К первым двум точкам захода доступ с трассы очевиден и легок. К третьей (самой интерсной) надо по трассе (если едешь от Таллинна) проехать поселок, за ним повернуть налево, объехать озеро и гору (!) вокруг. Дорога так себе, яма да канава, но вполдне проезжабельна для легковушки в не очень дождливый сезон. Первая точка на карте - стандартная для сдачи ОВД. На поверхности - два буя (куда ведут, не знаем, ибо там-таки не были), по словам идут ходовики к заброшенной технике, глубина 5-7 метров. Вторая - надо взять азимут 90º к бую на поверхности (метров, по ощущениям, 150-200), дальше погрузиться к бытовкам. От объектов друг к другу идут много ходовиков, максимальна глубина 11 метров. Третья - в буях не нуждается. Все очевидно даже со спутниковой карты и/или с берега. С точки захода чуть взять левее, под водой напрешься на забор. Вдоль него метров 50, потом налево. Будут административные задния. Даже если вдруг и промахнешься, можно сразу пойти на развалины над водой. Максимальная глубина - 5 метров. Видимость для пресного водоема изумительная - метров 10-15, при условии, что сейчас вода еще и цветет. Термоклина не было, температура 19-20 градусов, то есть летом вполне можно нырять в мокряках. Единственное неудобство: все три места друг от друга достаточно далеко расположены, под водой или даже по поверхности идти долго и нудно. Можно переезжать на машине с соответствующими сборами/разборами снаряги или обратиться-таки в дайв-центр, который организует дайв-платформу с мотором, на которой можно пройтись по всем местам. Но это надо договариваться отдельно, скорее всего, на выходные. Вообще ожидания по рассказам и анонсам были значительно выше, но в целом мы не разочаровались.
Балтийское море и рэки. Нырялка с берега в море почти бессмысленна, ибо море у берега мелкое и смотреть там особо нечего. Списались в дайв-центром, они были готовы нас принять. Большой бот на рэки - 30 евро, маленький на местный утес 15, нырялка с котиками - 40. По словам все замечательно. Но, как говорится, есть нюанс, о котором нас не предупредили. Вот тут-то и начинается особенности сурового эстонского дайвинга
). Малый бот, как мы и предполагали, это Зодиак. Большой бот (по нашим представлениям должен был быть как яхта как в Египте) на деле оказался всего в два раза больше малого… Тоже с надувными бортами, с жестким дном. Правда, со 150-сильным мотором с гидроприводом управления. На него надо садиться уже в костюме. Полностью собранные скубы кладутся на пол и по волнам полчаса к ближайшему рэку… Это был шок… Но потом вспоминать прикольно.
Сами рэки в целом достойны внимания, если бы не одно но: термоклин на 22 (!) метрах до 7 градусов, видимость 5-7 метров, темень, дубак. Первый рэк покрыт толстым слоем ракушек (минный тральщик, затонувший в 1916 году) и развалился на составляющие. Как повод для посещения и повышения адреналина было объявлено, что там есть неразминированные мины. Хотя очевидно, что за почти сто лет лежания в воде вероятность их срабатывания ничтожна. Справедливости ради стоит сказать, что в следующий день по спокойному морю мы прошли на другой рэк. Волны почти не было, видимость была лучше и сам корабль (рыболовный сейнер, затонувший в 1976 году) сохранился не в пример лучше. На контрасте с предыдущим днем даже получили удовольствие
.
Дайвинг с котиками оказался тоже несколько не соответствующий ожиданиям. Во-первых, как оказалось, от этого дайвинг-центра надо пиликать 40 с лишним километров в другой город (Курессааре). Своим ходом, разумеется. Там нам уже от другого, но дружественного дайв-центра, предоставили достаточное утлое суденышко (по сравнению с БОЛЬШИМ ботом в Панге просто океанский лайнер), на котором мы час десять пиликали по морю. Хорошо хоть, достаточно спокойному. Приплыли в заповедную зону около лысого острова, встали на якорь… Глубина - 2 метра, видимость такая же.
В одном не обманули - котики, действительно есть! И много. Но они совершенно не хотят общаться
На поверхности видели в 5 метрах, под водой мелькнул в пределах видимости, но сфоткать не успел. В общем, нафиг им не нужны дайверы… Зато температура в море 20 градусов. Черные точки на фото - это тоже головы котиков.
По разговорам с капитаном, надо туда приезжать в мае. Хоть и дубак, но нарождается молодняк, которому охота поиграть, да и видимость в разы лучше. Впрочем, потом мы пообщались с другими местными дайверами, они нам сообщили, что правильные котики в национальном парке на острове Вильсанди (а мы были в районе острова Абрука). Проверить уже не было возможности, но фото, которое нам показывали, очень впечатляют… Контакты есть, если че - в следующий раз к ним
.
Быт
Потому как ехали только вдвоем, из машины были выкинуты два задних ряда сидений, и мой автомобиль, и так не страдающий отсутствием места, превратился почти в кепмер
.
Плюс все кемпинговое оборудование: горелки, стол, стулья, палатка и куча всяких полезных приблуд. Все было абсолютно ненапряжно, но это при условии, что нам ОЧЕНЬ повезло с погодой. Днем было всегда солнце, ни дождинки не упало, хотя роса была обильная и ночью температура доходила до 7 градусов. Кемпинг под Нарвой очень даже приятный: горячий душ, теплый туалет типа ватер-клозет, кухня с электрическими горелками. Не смотря на относительно большую плотность туристов, они совершенно друг дугу не мешали. Даже группа соотечественников, которые снимали домик то ли для дня рождения, то ли просто для большой компании, в 11 вечера выключили музыку и вели себя тихо (в отличие от «природного отдыха» на родных просторах). В кемпинге в Панге мы вообще были одни с палаткой. И низкая стоимость, видимо, была обусловлена тем, что рядом еще куча мест для дикого отдыха. Но за ватер-клозет, горячий душ, вай-фай и близость к дайв-центру, так уж и быть, можно заплатить 5 евро с палатки
.
Резюме
Разведка (или авантюра
) удалась… Приехали с морем положительных впечатлений: экскурсионная программа, новый опыт в дайвинге, новая посещенная страна, новые контакты… Ехать стоит, но чуть скорректировав план. Ценник на аналогичные туры, анонсами которых блестит инет, мягко говоря, несколько завышен. Впрочем, тут я, конечно, не учитываю амортизационную стоимость поездки на машине и то, что не каждый захочет жить в спартанских условиях. Ну и время в дороге, конечно… Не каждому возможно выкинуть два дня на дорогу в одну сторону. Хотя и здесь есть нюансы.
Весь фотоальбом выложен на фейсбуке