Вчера в Ашдоде, Народная артистка СССР Светлана Крючкова проводила творческую встречу со зрителями. Это был удивительный вечер, резко отличавшийся от тех гастрольных халтур, которые так часто встречает русскоговорящий зритель Израиля, Америки, стран Европы. «На сцене надо работать, - сказала Светлана Николаевна. И она работала...
Рассказывала, пела, читала стихи. Не выдавливала из публики записки. Она ИГРАЛА.
Крючкова проводит поэтические вечера, собирая огромные залы. Она говорит, что чувствует себя счастливой оттого, что люди не разучились слушать и любить поэзию. Крючкова декламирует Ахматову и Цветаеву. Артистка сотрудничает с Фонтанным домом, где находится музей-квартира Анны Ахматовой. Тревожится, чтобы не допустить ошибок, советуется с сотрудниками музея, готовится к каждому выступлению со всей ответственностью. Светлана Крючкова - человек чести, слова и благородства. Мы были заворожены этой встречей. Читая отрывок из спектакля «Фантазия Фарятьева», она так пронзительно говорила об одиночестве, о людских несовпадениях и безответной любви, что плакала сама, а мы плакали вместе с ней…
Вдруг, сидевший на первом ряду грузный бородатый мужчина, поднялся, протянул актрисе записку, и принялся что-то активно говорить, видимо, напоминая об их какой-то «незабываемой» встрече. Актриса просто и весело отреагировала: «Ах, да, доктор А., помню Вас…». Зачем он выскочил во время действия, не было понятно ни одному воспитанному человеку. Для подобных, частных, обращений есть кулисы. Совсем необязательно навязывать свои воспоминания залу...
Публика. Уважающий себя Артист, всегда волнуется, как публика отнесется к тому или иному контексту программы. Готовится. А что же зритель? Я не помню ни одной творческой встречи, ни одного спектакля, или концерта, на которых бы замолчали мобильные телефоны. И после десятой просьбы, они продолжают бесцеремонно трещать. Лично я, в таких случаях, чувствую себя соучастником и умираю от стыда за такое неуважение к артисту…
Светлана Николаевна была в удивительном творческом настрое. Первое отделение затянулось минут на 40, против запланированного. Актриса все время приговаривала: «Вы ведь никуда не торопитесь?». Она дарила зрителю свое время, просто так, из любви к искусству. И вот, во втором действии, во время чтения стихов Ахматовой, снова и снова звонят телефоны. «Вы не меня не уважаете, - говорит Крючкова. На меня наплевать, я три клинические смерти пережила… Вы оскорбляете поэта. А это просто так не проходит…»
Возможно, вечер был бы еще более продолжительным, если бы не эти звонки. Она продолжала читать, рассказывать, но уже без той потрясающей искры, с которой все начиналось.
Она много и увлеченно рассказывала об Ахматовой, о ее жизни и любви.
Лучше б я по самые плечи
Вбила в землю проклятое тело,
Если б знала, чему навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
1944г.
Так описала Ахматова свою последнюю встречу с Владимиром Гаршиным. Он звал ее вернуться в Ленинград, выйти за него замуж и сменить фамилию. Ахматова приняла предложение и поехала. На вокзале Гаршин сказал, что ему приснилась покойная жена, которая сказала, чтобы он не женился на Анне, а женился на своей медсестре…
Об это много написано, захотите - прочтете сами.
«Представляете, что она чувствовала в этот момент? - спрашивает зрителей актриса. Отчего же не представляем, очень даже представляем. Люди «кидают» друг друга на протяжении веков. Для этого действа, времена всегда одинаковы. Мне, к примеру, нечто подобное уже говорили… Анна Ахматова так и не простила Гаршина.
О том, что можно простить, а что нет. Что вообще такое предательство, отдельно, следующим постом. А пока всем, всем, всем. Если будет возможность, побывать на вечере Крючковой, бегите бегом, не пожалеете!