Фотодинамическая терапия при гингво-стоматите у кошек.

Jun 01, 2019 11:27





ФДТ (фотодинамическая терапия) проводимая для кошки с гингво-стоматитом.

Первый опыт применения метода фотодинамической терапии при хроническом гингиво-стоматите у кошек.



О.А. Кулешова 1, 2, С.А. Ягников 1, 2, Н.В. Митрохина 2 , 1 Российский университет дружбы народов (Москва). 2 Клиника «Центр биологии и ветеринарии» (Москва).

Ключевые слова: кошка, фотодинамическая терапия, фотосенсибилизатор, хронический гингиво-стоматит Сокращения: МТ - масса тела, ПЦР - полимеразная цепная реакция, ФДТ - фотодинамическая терапия, ФС - фотосенсибилизатор, ХГСк (FCGS) - хронический гингиво-стоматит кошек (Feline chronic gingivo-stomatitis), FeLV - Feline leukemia virus (вирус лейкемии кошек), FIV - Feline immunodeficiency virus (вирус иммунодефицита кошек), FCV - Feline сalicivirus (кальцивирус кошек)

Введение

Стоматит - это общий термин, который используют для описания любых воспалительных реакций в ротовой полости [3]. ХГСк - клинический синдром, характеризующийся воспалительными поражениями слизистой ротовой полости. В зарубежной литературе можно встретить такие синонимы данного синдрома, как лимфоцитарный плазмацитарный стоматит кошек (Feline lymphocytic plasmacytic stomatitis) или плазматический стоматит (Plasma cell stomatitis).



Типичные локализации патологического процесса при ХГСк: слизистая десны в проекции премоляров и моляров - буккостоматит (buccostomatitis) и слизистая боковой поверхности мягкого нёба и языка - палатоглоссит (palatoglossitis). Эти термины более точно характеризуют локализацию воспалительного процесса в ротовой полости, чем термин «стоматит». Недавно для определения воспалительной реакции, затрагивающей слизистую оболочку боковой поверхности мягкого нёба и языка [5, 6], был предложен термин «каудальный стоматит» (caudal stomatitis) (рис. 1, 2А).



Рис. 1. Макрокартина буккостоматита у кошки



Рис. 2А и 2Б. Пациент - кошка с палатоглосситом:А - макрокартина палатоглоссита до сеанса ФДТ; Б - микрокартина. Плоскоклеточная гиперплазия слизистой ротовой полости.Под многослойным плоским ороговевающим эпителием мощный инфильтрат, состоящий из лейкоцитов, плазматических клеток,гистиоцитов. Окраска гематоксилином и эозином, ок. х10, об. х40

Этиология ХГСк. ХГСк следует рассматривать как синдром, который носит полиэтиологический характер. Большинство ветеринарных стоматологов придерживаются мнения, что ведущим фактором в развитии ХГСк является патологическая реакция иммунной системы. У кошек отмечена индивидуальная непереносимость к бактериальному налету. Небольшое количество зубного камня вызывает гиперактивный иммунный ответ в виде избыточной воспалительной реакции в слизистой ротовой полости за счет активной миграции в последнюю лимфоцитов и плазматических клеток (отсюда и название синдрома) [3, 5]. Иммуносупрессия также может привести к гингивиту/стоматиту. Вирусные инфекции, такие как FeLV, FIV, FCV, подавляют иммунную систему, что предрасполагает к возникновению вирусного стоматита/гингивита. По данным зарубежной литературы, у животных с ХГСк в 95,5 % случаев был выявлен FCV, с другими поражениями ротовой полости - в 37,5 %, у клинически здоровых животных - в 4,1 % [2]. Герпесвирус при поражениях ротовой полости обнаруживали редко (0…6,3 %). Тенорио и др. (1990) исследовали распространенность поражений ротовой полости у кошек, которые были хронически заражены FIV, FeLV и/или FCV [8]. Это исследование показало, что наличие и серьезность повреждений ротовой полости была больше у кошек с FIV, чем у кошек без FIV (рис. 3):



Рис. 3. Кошка с поражением слизистой ротовой полости на фонеFIV, подтвержденного методом ПЦР

Другое исследование указывало, что распространенность FIV значительно выше у кошек с ХГСк, чем в контрольной группе животных без признаков ХГСк, 81 % против 16 % соответственно [2, 4, 8].

Также следует отметить, что в некоторых случаях ХГСк может быть связан с бактериальным агентом Bartonella henselae. По мнению ряда специалистов, существует генетическая предрасположенность некоторых пород кошек к заражению указанным бактериальным агентом, что клинически проявляется в виде стоматита и гингивита. Для выявления Bartonella henselae используют следующие тесты: ИФА, ПЦР, культивирование культуры, вестерн-блоттинг

Клинические признаки. Болевой симптом - самый распространенный признак ХГСк. Клинически оральная боль у животного проявляется затрудненным приемом корма (при этом аппетит у животного сохранен) вплоть до полной анорексии, обусловленной невозможностью корм захватывать и пережевывать. Некоторые кошки перестают употреблять привычный для них сухой корм, что связано с болевыми ощущениями при его пережевывании. Это часто неправильно истолковывается как «привередливость в еде» [3]. У некоторых животных возникает гиперсаливация, иногда секрет слюнной железы приобретает розоватый оттенок вследствие кровоточивости десен. Если ХГСк протекает в легкой форме, то клинических признаков владелец питомца может и не заметить.

Если болезнь протекает в скрытой форме, то лишь незначительные изменения в поведении (раздражительность, агрессивность) и неопрятный вид шерсти (животное не может вылизываться), снижение МТ может указывать на данный синдром. Часто у кошек с ХГСк отмечают галитозис (неприятный запах изо рта). При осмотре ротовой полости обнаруживают поражения в виде узкой красной каймы по контуру десен (легкая форма) или массовую гиперплазию слизистой ротовой полости, каудальный стоматит (тяжелая форма). Как правило, при легкой форме у животного сохранен прием сухого корма. Крайнее проявление тяжелой формы - анорексия и кахексия животного [3, 5].

Лечение. Цель лечения - уменьшить воспалительную реакцию. Если у животного при осмотре ротовой полости выявлен зубной налет или камень, то их необходимо удалить (санация ротовой полости) [7]. Назначение антибиотиков и стероидных противовоспалительных препаратов у многих кошек дает положительный эффект, однако обычно краткосрочный. Большинство кошек в последующем не реагируют на лечение. Также по зарубежным данным, в 87 % случаев положительную динамику наблюдают при экстракции измененных зубов. Экстракция премоляров и моляров - основное условие эффективности лечения. Клыки редко вовлечены в процесс, поэтому их можно сохранить. Однако после экстракции зубов не всегда удается добиться положительной динамики (13 %), выраженной в клиническом благополучии животного. Даже после экстракции зубов нужно назначать стероидные препараты [5…7]. Применяют антибиотики: метронидазол по 10 мг/кг МТ два раза в сутки, клиндамицин 11 мг/кг МТ на два приема в сутки, доксоциклин 0,2 мг/кг МТ два раза в сутки [6].

В зарубежной литературе описан клинический случай излечения кошки через 2 мес после применения интерферона в виде поддесневых инъекций и подкожно в дозе 2 МЕ/кг [9]. Некоторые зарубежные авторы считают мощным иммуносупрессивным препаратом циклоспорин. Его рекомендуют в качестве препарата выбора для контроля состояния ротовой полости в дозе 2 мг/кг МТ два раза в сутки [3, 6]. При обнаружении у животного бактериального агента Bartonella henselae назначают антибиотик азитромицин, который эффективен в 83 % случаев. Курс лечения составляет приблизительно 3 недели [6]. Полностью вылечить ХГСк невозможно, но перевести его в стадию длительной ремиссии и управлять им вполне реально [6].

В медицинской практике для лечения стоматита активно применяют метод ФДТ. Суть метода заключается в следующем: в организм вводят специальные вещества - ФС, которые обладают селективной способностью накапливаться в энергодефицитных клетках (опухолевых, микробных, воспалительных). После чего воздействуют на патологический очаг пучком лазерного излучения, запуская фотохимические реакции, приводящие к гибели измененных клеток [1].

Цель исследования

Оценить эффективность применения метода ФДТ в комплексе с ФС «Фотодитазин» при лечении неинфекционного ХГСк. Изучить морфологические изменения слизистой ротовой полости после сеанса ФДТ

Материалы и методы

Для исследования отобрали 16 животных, поступивших в клинику «Центр биологии и ветеринарии» при Российском университете дружбы народов в 2010-2011 гг. Повод для обращения в лечебное учреждение - гингивит и отказ животного от корма. Среди животных превалировали самцы (14, из них 6 кастрированных), 2 самки. Породная принадлежность самцов: сфинкс (5), метис (6), абиссинский (1), персидский (2); обе самки - европейские короткошерстные. 14 из 16 животных ежегодно были вакцинированы поливалентной комплексной вакциной. Два невакцинированных кота были исключены из исследования по причине обнаружения у них FCV. Таким образом, в исследовании приняли участие 14 животных в возрасте от 2 до 8 лет.

Всех 14 животных поделили на две группы с учетом тактики лечения. У животных 1-й группы (n=4, диагноз - буккостоматит) под общей анестезией проводили санацию ротовой полости с помощью ультразвукового скайлера и экстракцию элеватором зубов с оголенными корнями. Лечение животных 2-й группы (n=10, 6 с палатоглосситом и 4 с буккостоматитом) включало в себя санацию ротовой полости, экстракцию патологических зубов и ФДТ воспаленной слизистой ротовой полости. Для проведения сеанса ФДТ мы использовали ФС «Фотодитазин» и источник лазерного излучения «Актус-2» с длинной волны 661 ± 1 нм. У всех животных перед сеансом ФДТ брали кровь (для клинического и биохимического анализов).

Животным 2-й группы на первом этапе через периферический внутривенный катетер инъецировали ФС «Фотодитазин» болюсно в 10 мл 0,9 %-го физиологического раствора в дозе 1 мг/кг МТ. После этого проводили флуоресцентное детектирование ФС «Фотодитазин» воспаленной ткани слизистой ротовой полости с помощью спектрально-флуоресцентной диагностической установки «Спектр-Кластер» каждые 30 мин. Затем приступали к санации ротовой полости ультразвуковым скайлером и экстракции патологических зубов, после чего назначали сеанс ФДТ на воспаленную ткань слизистой ротовой полости. Параметры лазерного воздействия на патологическую ткань варьировали: плотность световой энергии 200…300 Дж/см2 , плотность мощности - 0,5…0,8 Вт/см2 , диаметр светового пятна 0,5 см (рис. 4).



Рис. 4. Сеанс ФДТ:после внутривенного введения ФС «Фотодитазин» в дозе 1 мг/кгМТ воздействие на воспаленную ткань слизистой ротовой полости источником лазерного излучения

У всех животных выполняли инцизионную биопсию патологической ткани до и после сеанса, а также при контрольном осмотре на 20…30-й день.

Результаты и обсуждение

Осмотр. При первичном осмотре ротовой полости в большинстве случаев установлено, что в патологический процесс вовлечена слизистая ротовой полости в проекции премоляров, моляров и каудальной части ротовой полости. Только у одного животного воспаление было локализовано унилатерально в проекции резца.
Кровь. По результатам клинического анализа крови у 6 животных из 14 лейкоциты были на верхней границы нормы, что указывает на воспалительную реакцию при наличии гиперплазии в ротовой полости. Остальные показатели клинического анализа крови, также как и биохимического, находились в пределах физиологической нормы.
Время накопления фотодитазина. Максимальная величина нормированной флуоресценции ФС фотодитазина (FN) соответствовала в среднем 1,5…2 ч после внутривенного введения.
Осмотр после процедуры. В первые сутки после сеанса ФДТ у пациентов отмечали отек слизистой в месте воздействия. Со слов владельцев прием корма у питомцев был свободным. В 1-й группе выраженный положительный результат был получен у двух животных, у остальных двух результат был сомнительным. Их перевели во 2-ю группу и провели дополнительно сеанс ФДТ. Средний период ремиссии у животных после ФДТ на момент написания данной статьи составляет 6 мес.
Гистологическое исследование. При первичной инцизионной биопсии гистокартина соответствовала плоскоклеточной гиперплазии слизистой ротовой полости и воспалению. Под многослойным плоским ороговевающим эпителием мощный инфильтрат, состоящий из лейкоцитов, плазматических клеток, гистиоцитов (см. рис. 2Б).



рис. 2Б

Гистокартина после сеанса ФДТ не отличалась от первичной, на 20…25-й день после сеанса ФДТ была верифицирована как эпителий слизистой ротовой полости обычного строения (рис. 5).



Рис. 5. Результаты ФДТ:А - макрокартина слизистой ротовой полости после 1 сеанса ФДТ на 25-й день; б - микрокартина соответствует эпителиюслизистой ротовой полости обычного строения, ок. х10, об. х40

В нашем исследовании только у 2-х животных из 4-х (50 %) был получен положительный результат от процедуры экстракции зубов. Но окончательный вывод сделать не представляется возможным, поскольку выборка животных в данной группе исследования невелика. При лечении стоматита следует исключать инфекционную природу патологического процесса.

Выводы

Применение метода ФДТ целесообразно при неинфекционном стоматите у кошек. Благодаря ФДТ удается улучшить качество жизни животного на длительный срок (в среднем 6 мес) за счет фотохимических реакций, протекающих в воспаленной ткани слизистой ротовой полости. ФДТ может стать методом выбора при лечении неинфекционного ХГСк. Исследования в данной области продолжаются.

Библиография
1. Кулешова О.А., Ягников С.А. Фотодинамическая терапия при спонтанных новообразованиях слизистой ротовой полости у кошек и собак // Российский ветеринарный журнал. Мелкие домашние и дикие животные, 2009; 4: 33-37. 2. Addie D.D., Radford A., Yam P.S., Taylor D.J. Cessation of feline calicivirus shedding coincident with resolution of chronic gingivostomatitis in a cat // Journal of Small Animal Practice, 2003; 44: 172-176.
3. Beckman B. Lymphocytic Plasmacytic Gingivostomatitis, The team, volume 5, 5: 6-7.
4. Girard N, Hennet Ph, Sanquer A. Retrospective study of dental extraction for treatment of chronic caudal stomatitis in 60 Caliciviruspositive cats // Proceedings of the 19th Annual Veterinary Dental Forum and World Veterinary Dental Congress, Orlando, USA, 2005.
5. Godfrey D.R. How I approach: chronic gingivitis/stomatitis/ pharyngitis in the cat // WALTHAM Focus, 2000; 10(4): 1-3.
6. Hennet Ph, Boucraut-Baralon C, Sanquer A. Relationship between Oral Calicivirus and Herpersvirus carriage and palatoglossitis lesions // Proceedings of the 19th Annual Veterinary Dental Forum and World Veterinary Dental Congress, Orlando, USA, 2005.
7. Healey K.A., et al., Prevalence of feline chronic gingivo-stomatitis in first opinion veterinary practice. // J Feline Med Surg, 2007; 9(5): 373-381.
8. Knowles J.O., et al., Prevalence of feline calicivirus, feline leukaemia virus and antibodies to FIV in cats with chronic stomatitis // Vet Rec, 1989; 124(13): 336-338.
9. Southerden P, Gorrel C. Treatment of a case of refractory feline chronic gingivostomatitis with feline recombinant interferon omega // J Small Anim Pract, 2007; 48(2): 104-106.

SUMMARY O.A. Kouleshova, S.A. Yagnikov, N.V. Mitrokhina. The First experience of application of photodynamic the rapy method at a chronic gingivostomatitis in cats. Feline chronic gingivo6stomatitis (FCGS), also called chronic stomatitis, is a clinical entity characterized by inflammatory lesions, mostly ulcerative in nature, affecting the oral mucosa. In given article the first experience of application of photodynamic therapy method is described at a chronic gingivo6stomatitis in cats and morphological changes in a tissue before and after photodynamic therapy.

Теги: Лимфоцитарно-плазмоцитарный гингивит стоматит у кошек, зевает, язва, боль, кошки, Савина, стоморджил спирамицин метронидазол

кошки, стоматит

Next post
Up