СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ГОРОДА НИКОЛАЕВА

Oct 20, 2009 13:24


Продолжение материала об архитектуре Николаева из книги

Алешин В. Э. и др.

Николаев: Архитектурно-исторический очерк

/ В.Э. Алешин, Н. А. Кухар-Онышко, В.А. Яровой; КиевНИИТИ. - К.: Будивэльнык, 1988. - 184 с.: ил.

Фото В.М. Пилипюк, В.Э. Алешин

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ГОРОДА

В течение первых двух послевоенных пятилеток Николаев практически залечил раны, нанесенные в период немецко-фашистской оккупации. Сто двадцать тысяч квадратных метров - такой прирост жилого фонда по сравнению с довоенным получил город уже к 1953 году. Однако методы, характерные для архитектурно-строительной практики в то время, уже к середине 50-х годов перестают отвечать требованиям социального заказа. По прошествии 10 лет мирного труда назрела острая необходимость перейти к массовому жилищному строительству с применением типового проектирования и индустриальных методов возведения сооружений, чтобы в самый короткий исторический отрезок обеспечить людей благоустроенным жильем. Это было время, когда на повестку дня был поставлен количественный фактор. Противоречие между требованием решать эту социальную проблему и творческой направленностью советской архитектуры нужно было преодолевать.

Об этом говорилось на состоявшемся в 1954 году Втором всесоюзном совещании строителей, этому было посвящено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В архитектуре Страны Советов начался новый этап. Не монументальные композиции с использованием классических приемов, не предельно усложненные декором фасады, а строгие, лаконичные линии и формы, недорогие, легко изготовляемые в заводских условиях и быстро монтируемые на строительной площадке детали - именно такой стала генеральная линия развития советской архитектуры. Можно сказать, что это было время примата инженерии над зодчеством.

Нет ничего удивительного, что именно в эти годы в городе создается ряд значительных инженерных объектов. В течение 1958-1964 годов через Южный Буг из крупноразмерных железобетонных элементов сооружен разводной мост оригинальной конструкции (автор проекта - инженер Киевгипротранс А. А. Кирпачев). Простой по своим очертаниям, он явился необходимым акцентом, организующим водное пространство реки и ее невысоких берегов. Градостроительную же роль этого мостового перехода трудно переоценить - благодаря ему Николаев получил возможность выхода на правый берег Буга. За внедрение ряда новаторских приемов при строительстве этого моста начальнику мостоотряда №444 Л. Г. Карели присуждена Ленинская премия.

Важную роль в формировании силуэта города сыграло строительство в 1958 году по проекту архитектора С. А. Балишанской телецентра и трансляционной башни 200-метровой высоты. Активно взаимодействуя с другими высотными постройками центральной части Николаева, эта ажурная металлическая конструкция башни воспринимается с больших расстояний и служит своеобразным ориентиром.

Поворотным пунктом в истории жилищного строительства в Николаеве стал ввод в действие в сентябре 1962 года строительного комбината для сооружения крупнопанельных домов серии I-464 П. Так как город в основном располагается на просадочных грунтах, Николаевским Облпроектом в содружестве с московским институтом «Фундамент-проект» разработаны три экспериментальных проекта жилых домов серии I-464 А с применением фундаментов из коротких забивных свай.

В это же время областное правление Научно-технического общества стройиндустрии объявило конкурс на лучшую конструкцию стеновой панели с учетом климатических условий города и местных строительных материалов. В результате этого конкурса было рекомендовано изготовлять их для домов серии 1-463 из опокобетона, используя в качестве заполнителя широко распространенную в Николаевской области опоку. Велись интенсивные работы по улучшению наружной и внутренней отделки жилых домов. Инженерная мысль не стояла на месте.

Необходимость ускоренного развития индустрии домостроения в Николаеве была связана с тем, что еще в 1960 году 82 процента горожан проживали в одно-, двухэтажных домах, практически лишенных необходимых удобств.

Пионерами массового жилищного строительства в городе стали возведенные на свободных территориях микрорайоны «А» и № 1.

Микрорайон «А» был создан в юго-восточной части Николаева на площади 22 гектара (автор - архитектор В. Гуревич) в районе улицы Строителей между проспектами Мира и Октябрьским. Застраивался микрорайон в основном 5-этажными жилыми домами серий I-464 П и I-463. Углы этого жилого образования были акцентированы 9-этажными точечными домами.

Одновременно возводился и микрорайон № 1 (архитектор Н. А. Феоктистова) на юго-западе города. Несколько позднее по ее же проекту неподалеку возникают 18 и 25 микрорайоны... Это были первые шаги индустриального домостроения.

Архитектурный облик возводимых в те годы домов определялся исключительно требованиями строительной техники - сугубо экономический подход к формированию жизненной среды, неразвитость домостроительных комбинатов, выпускающих крайне ограниченное число серий, негибкость конструктивных схем повлекли за собой однообразие архитектурных решений новых жилых районов. Как вследствие этого - использовался в основном строчной принцип размещения домов, обусловленный учетом условий инсоляции, и рисунок застройки был достаточно упрощенным.

Многократное тиражирование сооружений, и планировочных приемов не может не привести к утрате чёрт, характерных только для этого населенного пункта. Город незаметно теряет свой облик, перестает быть узнаваемым. Историческое прошлое растворяется в стандартных новостройках, а это влечет за собой далеко идущие последствия и, в первую очередь, социальные.

С другой стороны, переход от выборочного строительства к комплексному имел и целый ряд положительных сторон. Микрорайонная застройка привела к прогрессивной системе обслуживания, названной ступенчатой. Эта система требовала создания трех уровней предприятий соцкультбыта: повседневного пользования (размещенного непосредственно в жилых группах), периодического (на территории микрорайонов) и, наконец, эпизодического (в центрах жилых районов). Все это дало возможность максимально обеспечить население предприятиями культурно-бытового обслуживания и территориально приблизить к нему школы, детские сады, магазины, места массового отдыха и спортивные сооружения. Большое внимание уделялось благоустройству и озеленению внутримикрорайонных территорий.

В 1969 году Совет Министров республики утвердил новый генеральный план Николаева. Разработанный в Гипрограде (авторы проекта - архитекторы М. А. Иориш, А. Н. Раппопорт, В. Н. Толмачев, инженеры М. Ю. Лейнзон, Е. Ф. Петрушенко, Л. Г. Туровская, Э. В. Штундель), он определял перспективы развития города до конца века.

К этому времени, несмотря на значительные работы по преобразованию городской среды, для Николаева было характерно чересполосное расположение промышленности и селитебных территорий, был практически перекрыт выход жилых образований к акваториям.



Генеральным планом предусматривалось увеличение населения к 2000 году до 450 тысяч жителей.

В процессе проектирования авторы проанализировали шесть вариантов территориального развития города. После их тщательного изучения в основу генерального плана был положен вариант, в котором рост городских селитебных территорий намечался за счет намыва и подсыпки участков в излучине Ингула, в районе полуострова Аляуды, а также на берегу Южного Буга в Лесках. Большое место в обеспечении города новым жилым строительством отводилось и реконструктивным мероприятиям в районах малоценной застройки.

Центр города представлялся градостроителям в виде пространственно развитой системы, насыщенной необходимыми функциями и имеющей выход к рекам и крупным зеленым массивам.

Проектируемая система магистралей позволяла использовать исторически сложившуюся сеть улиц и была построена на дифференциации по видам и скоростям движения. Предусматривалось создание пешеходных зон в центральной части Николаева.

Вскоре после принятия генерального плана объявлен конкурс на эскизный проект планировки и застройки центральной части Николаева. В работе приняли участие творческие коллективы Киевпроекта, Гипрограда и других проектных институтов. Однако предлагаемые реконструктивные мероприятия практически не учитывали архитектурно-художественную специфику центра города. Сосредоточение в этом районе не только памятников архитектуры, но и того, что сейчас принято называть фоновой застройкой, определяющей и характер, и масштаб, и ритмический строй старого Николаева, требовали особо деликатного отношения к сложившемуся облику. В проектах центральное ядро буквально угнеталось совершенно не свойственными ему чрезмерно усложненными объемно-пространственными структурами, расположение которых подчинялось не логике городской среды, которая формировалась в течение длительного времени, а неким формальным постулатам, принятым проектировщиками. Укрупненные кареобразные элементы проектируемой застройки требовали почти полного уничтожения старых зданий, осовременивали масштаб центра города. А это неотвратимо влекло за собой практически полное игнорирование классицистической планировочной сетки.

Кроме того, такой размах реконструкции совершенно не принимал во внимание экономические возможности Николаева. Речь идет не только о сложнейших трехуровневых транспортных развязках, но и о нежелании учитывать темпы переустройства городских территорий.

Чем можно объяснить такую недооценку исторически сложившейся застройки? Думается, этому есть несколько причин. С одной стороны, это следствие своеобразной архитектурной моды, предлагающей совершенно определенную модель пространственной организации - не гармоничное взаимодействие старого и нового, а диктат вновь возводимых строений, их доминирующее значение. Архитекторы не столько стремились следовать законам, по которым в течение длительного времени развивался городской организм, сколько формулировали свои. С другой стороны, в те годы еще не были однозначно определены критерии оценки наследия, еще не вступил в действие закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Все это вместе взятое привело к занижению роли старой застройки (и градоформирующей, и идеологической, и познавательной).

Это не означает, что большая работа была выполнена впустую. В частности, в проекте Гипрограда (авторы проекта - архитекторы Л. Н. Головин, М. А. Иориш, Б. М. Кац, А. Н. Раппопорт, Н. И. Старушко, О. В. Старушко, В. Г. Хачатуров, инженеры М. Ю. Лейнзон, И. И. Спивак, Л. Г. Туровский, Э. В. Штундель) был сформулирован целый ряд интересных идей, реализованных впоследствии.

Территория центральной части Николаева делилась на ряд функциональных зон, что предопределяло их архитектурный облик. В районе площади имени В. И. Ленина концентрировались политико-административные учреждения. По оси Садовой улицы намечалось создание театра, кинотеатров и других культурно-просветительных зданий. Эту зону по направлению к югу должен был продолжить общественный центр промышленного района. Торговые предприятия располагались в основном в районе Крытого рынка на проспекте Ленина. На западе предполагалось создать спортивную зону, имеющую непосредственный выход к зеленому массиву на берегу Южного Буга.

Уже на этом этапе предусматривалось создание мощной пешеходной эспланады между улицами Московской и Лягина, связывающей зону отдыха на правом берегу Ингула с площадью имени В. И. Ленина, и далее до площади перед Дворцом судостроителей.

Одновременно с конкурсным проектированием центральной части Николаева разворачиваются работы по завершению ансамбля площади имени В. И. Ленина. В течение короткого времени формируется застройка южной части площади: возводятся Дом связи и Дом Союзов (1968-1970 годы, архитекторы С. К. Якимович, В. Н. Добровольская), Дом политпросвещения (1974 год, архитекторы В. Н. Добровольская, Е. К. Григорьева, Н. А. Никифоров), Дом проектных организаций (1968 год, архитектор В. Н. Добровольская).

Характерным представителем творческих взглядов в советской архитектуре 60-х - начала 70-х годов может служить, в частности, сооружение, в котором разместились Дом связи и Дом профсоюзов. В качестве основного композиционного приема принята целая система контрастных соотношений. Центральный объем решен в простых формах, фасад обогащен лишь вертикальными межоконными ребрами. Горизонтальный поясок между первым и вторым этажом как бы соперничает с этим четким ритмическим строем. Ему противопоставлен мощный ризалит с левой стороны здания. Контрастность решения усилена не только за счет создания витража по всему фронту главного фасада, но и за счет повышения этажности. С противоположной стороны постройку также фланкирует ризалит, но лишь слегка выявленный и по размерам более скромный. В этих боковых объемах тот же поясок вместе с боковыми стенами и перекрытием играет роль своеобразного обрамления, пространственно фиксирующего застекленную часть. Глухие, лишенные каких-либо деталей боковые торцы и примыкающий к правому ризалиту участок главного фасада усиливают ощущение «вырывающегося наружу» из гигантских окон интерьера. И наконец, этому в целом лапидарному объему противостоит насыщенное декоративными деталями и достаточно сложное по своему архитектурному решению здание Николаевского обкома партии.



Завершающим аккордом в застройке центра города стало административное здание облисполкома, построенное в 1981 году по проекту архитектора П. А. Казимирчука и инженеров С. Н. Фадеевой и А. И. Лихитченко. Его 9-этажный объем фиксирует пространство площади с восточной стороны. Главный фасад решен в монументальных и простых формах, создающих ощущение приподнятости и торжественности. Ритм мощных солнцезащитных ребер перебивается двумя слегка выступающими вперед пилонами, ограничивающими главный вход в сооружение и лестничную клетку. Сдвижка входа от оси симметрии придает спокойному облику здания неожиданную, но оправданную динамику. Удачно найдены пропорциональные членения масс цокольного этажа, выделенного цветом, семи рабочих этажей и лаконично решенного карниза.

Итак, ансамбль площади имени В. И. Ленина формировался длительное время - тут есть и сооружения, возведенные во второй половине XIX века, и постройки 1950 и 1960-х годов, и современные архитектурные сооружения. Здесь явственно прослеживается преемственность градостроительного замысла, идущая еще с конца XVIII века. Суть его в том, что архитектурный облик центральной части Николаева активно включает природные элементы, подчеркивающие и обогащающие его,- акватории Ингула и Южного Буга. Площадь раскрывается наружу, как бы перетекает в окружающий ландшафт.

Но кроме «центробежного» эффекта, налицо еще и «центростремительный». Монументальность сооружений на площади выделяет их из окружающей застройки при восприятии высокого берега Ингула издалека. Широкая многомаршевая лестница, связывающая площадь с рекой, уже с более близких точек притягивает к себе, четко определяя вектор движения. Такая открытость, доступность площади превратила ее в самое популярное место отдыха.



И еще одно интересное качество центральной площади Николаева. Ведь по сути это не одна, а две площади. Часть ее, раскинувшаяся перед зданием Обкома партии, решена в виде эффектной эспланады как естественное продолжение Советской улицы - пешеходная улица-коридор вдруг «взрывается» открытым пространством, визуально связанным с бесконечными далями правого берега Ингула.

Несмотря на то, что центральная площадь города значительна по своим размерам, она не производит впечатления пустынного пространства. Это достигнуто и за счет того, что площадь с западной и восточной стороны обрамлена достаточно крупными по размерам архитектурными объемами, и зонированием ее с помощью средств внешнего благоустройства, в частности на территории в непосредственной близости от здания облисполкома разбит сквер, скрадывающий истинные размеры площади.

Такому двухчастному решению площади Ленина, способствуют и средства монументальной пропаганды - здесь в 1957 году возведены памятник B. И. Ленину (скульптор Ш. И. Микотадзе, архитекторы А. К. Марочинский, В. И. Добровольская, И. И. Пейсахис, А. Я. Семенова, Г. П. Скуратовская) и мемориал в честь героев-ольшанцев (1974 год, скульпторы Ю. П. Поммер, А. АЛ. Измалков, архитекторы В. П. Попов, О. П. Попова, А. Н. Душкин).

Важным элементом центральной части Николаева стал реконструированный в 1976 году Флотский бульвар (архитекторы И. И. Пейсахис, С. А. Руденко). Это со вкусом озелененное и благоустроенное пространство, тянущееся вдоль высокого берега Ингула от площади Ленина до Пушкинской улицы, связало пешеходную Советскую улицу с рекой. Но рекреационными функциями роль бульвара не ограничивается. Он несет важную познавательную функцию. В непосредственной близости от здания Николаевского областного комитета партии установлен памятный знак, посвященный истории города, а рядом с Ингульским мостом воздвигнут памятник уроженцу Николаева - легендарному адмиралу C. О. Макарову (скульптор А. А. Коптев, архитектор А. А. Сапелкин).



Эффектная многомаршевая лестница связывает Флотский бульвар с набережной Ингула. Строительство набережной продолжается и сейчас. Согласно генеральному плану она должна опоясать полуостров Лагерное поле и дойти до Варваровского моста.

Недалеко от площади Ленина на Московской улице, сооружено административное здание (архитекторы В. Н. Диденко, И. В. Хомутов). Лаконизм линий, сдержанность используемых художественных приемов и, главное, точно найденный масштаб, приближенный к масштабу исторически сложившейся застройки, привлекают к себе внимание. Несколько портит впечатление невыразительно, трафаретно решенный вход в здание.

Мы не случайно выделили эту непритязательную по виду постройку. Ее анализ заставляет задуматься о путях реконструкции старых городов.

Исторический город всегда требовал от архитектора, непременного вживления в образный строй существующего окружения. Казалось бы, «подсказка» идет со всех сторон - индивидуальные топографические особенности участка, окружающие здания, их масштаб, композиционные приемы, цветовое решение, элементы благоустройства - нужно только внимательно всмотреться, вслушаться в «тембр» городской среды... Но выясняется, что описать эти особенности необычайно трудно, город плохо поддается формализации, сопротивляется ей.

Проектировщик, не будучи в состоянии обнаружить закономерности в формировании среды, вольно или невольно уходит от решения задачи гармоничного сочетания старого и нового, стремясь выразить свое индивидуальное понимание архитектуры. Этот процесс «внедрения» современных форм в историческую застройку в ряде случаев необычайно болезнен для города.

Методов решения этой проблемы немало: это и «метод подобия», и «метод контраста», и, наконец, как в рассматриваемом случае, «метод нейтральности». Каждый из них правомочен, у каждого есть свои сторонники и противники. Важно, чтобы архитекторы всегда обостренно ощущали предшествующий им массив истории, осознавая, что старый город - не полигон для экспериментирования, а организм с присущими только ему особенностями.

Давно известно - чтобы разрушить древний ансамбль (либо сложившуюся специфику городской среды), не обязательно сносить его элемент. Иногда достаточно построить что-либо рядом. Примером такого неудачного решения может служить 9-этажный жилой дом, построенный на углу улиц Советской и Р. Люксембург. Тяжеловесный объем этого сооружения входит в серьезный конфликт с характером окружающей застройки.

В то же время в эти годы возведен ряд удачных зданий. Это - отделение госбанка на Фалеевской улице, административные здания на улицах Свердлова, Пушкинской и другие. Стилизованные архитектурные детали, украшающие главный фасад (обрамления окон, пилоны и т. д.), ритмические и масштабные характеристики являются своеобразными знаками, заставляют рассматривать их исключительно в контексте сложившейся среды.

В 1978 году закончено строительство жилого дома на одном из ответственнейших участков центра - пересечении Советской и Плехановской улиц (авторы проекта - архитекторы В. П. Попов, В. Д. Жуков и В. В Цымбал). Построенный в достаточно современных архитектурных формах, дом прекрасно вписался в особый «микроклимат» главной улицы города. Этому способствовало и характерное для застройки Николаева трехчастное решение объема с выделением центра композиции башней, и спокойное решение фасада.

В последние годы получил завершение и еще один важный композиционный узел центральной части Николаева. Речь идет об архитектурном облике южной части Советской улицы. Как уже указывалось, значимость его была зафиксирована в первом послевоенном генеральном плане города.

Здесь в 1965-1967 годах по оси Советской улицы был сооружен Дворец культуры и техники судостроителей. Несмотря на использование типового проекта клубного здания, благодаря умелой привязке к местности и творческой переработке элементов фасада (архитектор Н. А. Феоктистова, инженер П. И. Крейцерова), Дворец занял достойное место среди архитектурных сооружений города. За счет использования незначительного перепада высот перед зданием создается своеобразный подиум, подчеркнутый подпорными стенками. Ритм простых по форме пилонов поддерживается декоративными ребрами, обрамляющими оконные проемы второго этажа.

Внушительный объем сценической коробки в связи с продольным размещением зрительного зала сдвинут вправо и украшен мозаичным панно. Уравновешивает асимметричную композицию фасада расположение главного входа, зафиксированное козырьком и заглублением по всей высоте сооружения.

Планировочная структура Дворца построена на четком членении его на компактные функциональные узлы - театральный (состоит из двух залов на 1200 и 400 мест), оборудованный полным комплексом автоматизированной механизации, клубный, спортивный, а также, выстроенный в 1975-1976 годах по проекту архитектора В. П. Попова выставочный. Одновременно во Дворце может разместиться до 2200 человек. В оформлении интерьеров принимали участие ленинградские архитекторы и художники.

Рассказ о формировании своеобразного облика центра Николаева будет неполным без упоминания о детском городке «Сказка». И хотя сам городок можно отнести к элементам внешнего городского благоустройства, его функциональная и градоформирующая роль значительны.

Расположен городок в непосредственной близости от Дворца культуры и техники судостроителей на территории площадью 3,5 гектара. Задуман он как многофункциональный культурно-игровой комплекс, разбитый на микрозоны. Каждой микрозоне присущ свойственный только ей художественный и пластический образ, предопределенный смысловой легендой.

Перед нами - подмостки необычного театра, созданного средствами архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства. И хотя «сюжетная канва», созданной архитекторами и художниками «пьесы», остается неизменной, насыщение этого театра новыми действующими лицами, новыми образами, идеями, ситуациями происходит ежеминутно. Непрекращающееся действие как бы пульсирует между различными сценическими площадками. Налицо поразительный эффект - разнообразие, почти перенасыщение архитектурно-художественных мотивов, средств, приемов не вызывает беспокойного ощущения, скорее - возникает чувство многомерности бытия.

Композиционным и смысловым центром городка стал открытый амфитеатр на 500 мест, решенный в едином комплексе с игротекой и шатровой постройкой, здесь разместилось кафе на 120 посадочных мест. Портальная стена амфитеатра, по замыслу выполняющая функции занавеса, празднично украшена мозаичной композицией на темы сказок.

Вторым по значению акцентом стал металлический макет в натуральную величину первенца николаевских судоверфей - парусного фрегата «Святой Николай».

Средневековая крепость, древнерусский терем, паровоз старого образца, альпинарий, автодром - вот далеко не полный перечень элементов городка, дающий значительный выбор игровых ситуаций и, как следствие, свободу проявлений, детского творчества.

Немаловажным событием в архитектурной жизни Николаева стала застройка одной из важнейших магистралей города - проспекта Ленина. Композиционную роль и функциональное назначение проспекта трудно переоценить. Он связывает ряд важнейших городских узлов - жилые районы Лески, Корабельный, жилые образование вокруг площади Победы. Протяженность проспекта около 9 километров.

В 1963 году творческими коллективами Киев-НИИПградостроительства и Николаевского филиала Гипрограда создан проект детальной планировки района, прилегающего к проспекту Ленина. Основная идея - создание целостного градостроительного образования с разветвленной системой культурно-бытового обслуживания. Предусматривалось укрупнение 63 входящих в проектируемый район кварталов и создание 10 микрорайонов. На территории в 303 гектара в пяти-, девятиэтажных и более высоких домах предусматривалось расселить свыше 50 тысяч николаевцев.

Таковы были планы. Остановимся на наиболее значительных объектах, формирующих облик проспекта и появившихся в последние четверть века.

В самом его начале в западной части города на пересечении с улицей Генерала Карпенко создан спортивно-туристский комплекс, который располагается в непосредственной близости от зеленой зоны, примыкающей к яхт-клубу.

В 1981 году здесь возведено крупнейшее спортивное сооружение Николаева - спортивная школа «Надежда». Спортивная арена размером 36х18 метров, трибуны на 1500 мест позволяют использовать дворец как многофункциональный. Архитектурный прием, который был использован в качестве доминирующего в этой постройке, заключается в оформлении главного фасада, выходящего на улицу Генерала Карпенко, гигантским по размерам остеклением, расчлененными несущими колоннами и ажурным переплетом. Это, во-первых, позволяет четко представить конструктивную схему, а, во-вторых, делает интерьер спортивной школы не только принадлежностью сооружения, но и всего окружающего пространства.


архитектура Николаева, Николаев, генплан, история, история Николаева

Previous post Next post
Up