Важнейшие избирательные кампании - по выборам в Госдуму в сентябре этого года и президентские, назначенные на 2018-й, предстоит провести правозащитнице Элле Пафмиловой, которая 28 марта была избрана главой ЦИКа.
Памфилова - «демократ первой волны», министр в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В «нулевые» она сосредоточилась на защите прав человека в условиях, когда ситуация с ними из года в год становилась все хуже, но не потеряла расположения Владимира Путина. Теперь Памфиловой предстоит заниматься выборами, институт которых в России заметно дискредитирован предыдущим главой ЦИК Владимиром Чуровым. «Медуза» вспоминает основные этапы жизни и работы нового главы Центризбиркома.
Элла Памфилова родилась в Узбекистане, отлично училась в школе и даже получила право вручить букет цветов посещавшему Ташкент в начале 1960-х генсеку КПСС Никите Хрущеве. Потом она рассказывала, что политик на нее большого впечатления не произвел, запомнилась только «блестевшая на солнце лысина». Она закончила Московский энергетический институт, работала в Мосэнерго, а в 1989 году приняла участие в первых в истории России конкурентных выборах и стала народным депутатом СССР. На этих же выборах победил еще один будущий глава Центризбиркома - Александр Вешняков.
В последнем советском парламенте Памфилова состояла в межрегиональной депутатской группе. Кроме нее там были ученый и правозащитник Андрей Сахаров, будущий мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак - и это была крайне оппозиционная группа. В 1990 году Памфилова заявила, что выходит из КПСС.
После распада СССР президент Борис Ельцин назначил Памфилову министром социальной защиты населения в правительстве Егора Гайдара. По сути, это была расстрельная должность - с началом шоковых экономических реформ в социальной защите стало нуждаться практически все население России. Ей как министру приходилось одновременно разрабатывать законодательство о социальных гарантиях населению и участвовать в комиссии, которая распределяла по регионам России гуманитарную помощь.
В декабре 1992 года она подала в отставку вместе со всем правительством Егора Гайдара. Борис Ельцин лично настоял на том, чтобы она продолжила работать в новом правительстве - с Виктором Черномырдиным во главе. В 1993 году она входила в комиссию, разрабатывавшую текст Конституции. В отставку из правительства она все же ушла в 1995-м, однако Ельцин продолжал ценить ее как эксперта по социальным вопросам - она поработала в общественном совете по социальной политике при президенте, а в декабре того же года избралась в Госдуму.
Памфилова состояла во фракции «Выбор России» Егора Гайдара, боролась за снятие депутатской неприкосновенности и выступала резко против начавшейся тогда первой чеченской кампании. В частности, разработала законопроект о мирном разрешении ситуации в республике. Документ не был принят - его даже члены фракции поддержали не все. После этого Памфилова покинула «Выбор России», доработав срок в Госдуме как независимый депутат.
Лидеры блока «Выбор России» Элла Памфилова, Егор Гайдар и Сергей Ковалев (слева направо), 13 декабря 1993 года
В новый созыв Госдумы в 1999 году Памфилова не прошла, зато в марте 2000-го стала первой женщиной, баллотировавшейся в президенты России. Это был, скорее, жест, чем реальная борьба - она набрала чуть больше одного процента голосов, меньше, чем кандидат «против всех». После этого она почти не занималась политикой, зато с Путиным у нее установились нормальные рабочие отношения.
В «нулевые» правозащита стала основной сферой деятельности Памфиловой. Она учредила движение «За гражданское достоинство», а в 2002-м возглавила комиссию (с 2004 года - совет) по правам человека при президенте РФ. Надо сказать, что до 2006 года правозащитники большой любовью власти не пользовались, но и прямые конфликты случались редко - они были связаны, в основном, с расследованиями в Чечне.
Все изменилось в 2006 году с выходом фильма «Шпионы» Александра Мамонтова про легендарный шпионский камень, которыми в Москве якобы пользовались сотрудники британского посольства. По правозащитникам фильм бил косвенно: в нем, к примеру, утверждалось, что с британцами встречалась глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. Именно с тех времен начал навязываться стереотип о том, что правозащитники - это люди, которые действуют не в интересах России на западные гранты.
Памфилова оказалась в очень сложном положении. С одной стороны, нарушений прав человека становилось все больше, ее коллег и знакомых по правозащитной деятельности начали притеснять все чаще. Памфилова должна была делать заявления, потенциально приводившие ее к конфликту с властью. К примеру, она стала одной из тех, кто настаивал на освобождении из тюрьмы бывшей сотрудницы ЮКОСа Светланы Бахминой и требовала расследования гибели в СИЗО юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского. В октябре 2009 года она вступалась за журналиста Александра Подрабинека, который в своей статье «Как антисоветчик антисоветчику» якобы задел чувства ветеранов, и за это его преследовали активисты прокремлевского движения «Наши». Тогда депутаты Госдумы даже требовали ее отставки.
Работать правозащитником при президенте становилось все сложнее, и в 2010 году - когда президентом был Дмитрий Медведев - она подала заявление об уходе. Памфилова сначала молчала о причинах отставки, но потом все же объяснила: «В рамках нынешней системы качественно изменить ситуацию с правами и свободами, в первую очередь политическими, уже невозможно. Это определенный тупик, в который я уперлась».
После ухода из комиссии при президенте Памфилова вернулась к созданной еще в начале «нулевых» организации «Гражданское достоинство». В 2013 году эта организация распоряжением президента стала одним из операторов по распределению грантов из бюджета для некоммерческих организаций. Последним получать средства от западных грантодателей становилось все сложнее. К тому же с 2012 года правозащитные организации одну за другой стали признавать «иностранными агентами». Для таких организаций как «Голос», Московская Хельсинская группа или движение «За права человека» гранты стали буквально способом выживания.
Владимир Путин предлагает, чтобы следующим уполномоченным по правам человека вместо Владимира Лукина (слева) стала Элла Памфилова, 13 февраля 2014 года
В 2014 году Памфилова приняла предложение Владимира Путина и стала уполномоченным по правам человека при президенте РФ, и это назначение очень обрадовало правозащитников и общественных деятелей. На своем посту она успела добиться того, чтобы участники военной операции в Сирии были признаны ветеранами боевых действий - со всеми полагающимися льготами. Кроме того, она вступила в конфликт с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, посоветовав ему «сбавить обороты» в его противостоянии с несистемной оппозицией. Нервно реагирующие в последнее время на любые замечания чеченские власти предложили Памфиловой «выпить валерьянки и извиниться», но та отказалась.
3 марта 2016 года кандидатура Памфиловой была предложена в новый состав Центризбиркома по президентской квоте. Памфилова в тот день отключила телефон и долгое время не давала никаких комментариев, хотя ее сразу назвали основным кандидатом на должность главы ЦИК. Лишь за три дня до выборов нового председателя она сказала, что готова к этой работе: «Это сфера деятельности, которая для меня близка, понятна, хотя я прекрасно понимаю, что будет очень и очень сложно, но сложностей и трудностей я никогда не боялась. Надеюсь, что мой приход в Центральную избирательную комиссию будет небесполезен».
За кандидатуру Памфиловой проголосовали 14 членов комиссии из 15.