В статье без спойлеров обойтись невозможно. Вы предупреждены!
Написать эту статью заставило желание похвалить любимый фильм о Годзире. А чтобы убедиться в том, что это ещё и самый лучший японский фильм о короле монстров, нужно было посмотреть все фильмы с его участием. Что я и сделал. В течение четырёх дней посмотрел все оставшиеся непросмотренными фильмы (ранее посмотрел около 10 фильмов из примерно 30).
На всякий случай нужно напомнить, с чего вообще начиналось и что собой представляет это японское создание.
Цитата из википедии: Имя «Gojira» - комбинация японских слов «gorira» («горилла») и «kujira» («кит»). Этот гибрид гориллы и кита тоже был ранним прототипом Годзиллы, предложенным самим Томоюки Танакой. Но после просмотра американского фильма
The Beast from 20,000 Fathoms (1953), он пришёл к выводу, что Годзилла должен быть именно динозавром. Старое имя монстра сохранилось.
Т. е. прародителем Годзиры можно назвать вот это чудовище из весьма неплохого фильма:
Также насчёт влияния на образ монстра упоминались фильмы
King Kong (1933) и
The Lost World (1925).
Идея создания фильма о радиоактивном монстре пришла в голову продюсеру Томоюки Танаке после того, как ему запретили снимать основанный на реальных событиях проект «Behind The Glory», который должен был повествовать о японских рыбаках с судна «Lucky Dragon 5», оказавшихся в зоне американских ядерных испытаний и получивших серьёзную дозу радиации. Начало «Годзиллы» - прямая ссылка к этой истории.
Иными словами, Годзира является символом всех жертв американских атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки и американского же испытания оружия массового поражения 1 марта 1954 года. А также символ стихийных бедствий (или природных стихий), сокрушающих Японию. Но это вторичное значение. Нужно ещё уточнить, что для меня Годзира и Годзилла - не совсем одно и то же. Пусть по факту это одно и то же создание, но в то же время слишком отличаются друг от друга из-за разницы японского и голливудского взглядов. Это как бы параллельные миры, не связанные друг с другом.
На данный момент существует три японских периода: Сёва (1954-1975, 16 фильмов), Хэйсэй (1984-1995, 7 фильмов) и Миллениум или Синсэй (1999-2004, 6 фильмов). Самый лучший из них второй период, потом идёт третий.
Первый период самый худший, потому что в нём слишком много сюжетного бреда (инопланетяне и машина времени совсем уж лишнее). Слишком несерьёзный подход к демонстрации монстров в ряде фильмов (и дизайн, и движения), а уж бои между монстрами часто даже детям лучше не показывать. Чего стоили сцены увлечения монстрами пионерболом, где в роли мяча играл кругловатый камень. Или движения на месте с целью психологического устрашения врага при первых встречах монстров в стиле "Моё кунг-фу лучше! Кийяааааа!". А уж как выглядел детёныш Годзиры... посмотрите сами:
Для сравнения он же из второго периода:
Период получился таким во многом из-за желания продюсеров получать прибыль с детской аудитории. Т. е. вся эта клоунада снята именно для детей. Тем не менее, период нужен для общего понимания киновселенной короля монстров. Вот очень короткий список того, что можно посмотреть из этого периода, на мой взгляд. Для тех, кто не хочет тратить время на все фильмы про Годзиру, но хочет посмотреть самые интересные из них:
- Gojira (1954) - не посмотреть самый первый фильм, конечно, нельзя. Тем более он не имеет ничего общего с продолжениями в 1960-1970-х годах, не считая самого монстра.
- Gojira no gyakushû (1955)
- San daikaijû: Chikyû saidai no kessen (1964)
- Mosura tai Gojira (1964) - самый адекватный фильм из детского периода (не считая оригинального).
Есть ещё Mosura tai Gojira (1964), но, к сожалению, пока его нигде нельзя посмотреть. Все остальные фильмы либо слишком посредственные и скучные, либо откровенно ужасные. Поэтому рядовому зрителю их смотреть особо нет смысла.
Список фильмов первого периода, заодно мои условные оценки:
-
Gojira - 1954. Оценка - 7.
-
Gojira no gyakushu (Годзилла снова нападает) - 1955. Оценка - 6.
-
Godzilla, King of the Monsters! (Годзилла, король монстров!) - 1956. Это американская версия фильма 1954 года, отличается другим монтажом и добавлением американских сцен. Смотреть нет смысла. Оценка - 6.
-
Kingu Kongu tai Gojira (Кинг-Конг против Годзиллы) - 1962. Оценка - 5.
-
Mosura tai Gojira (Мотра против Годзиллы) - 1964. Оценка - 6.
-
San daikaiju - Chikyu saidai no kessen (Гидора - Трёхголовый монстр) - 1964. Оценка - 6.
-
Kaiju daisenso (Годзилла против Монстра Зеро) - 1965. Оценка - 6.
-
Gojira, Ebira, Mosura: Nankai no daiketto (Годзилла против Морского монстра) - 1966. Оценка - 5.
-
Kaijuto no kessen - Gojira no musuko (Сын Годзиллы) - 1967. Оценка - 4.
-
Kaiju soshingeki (Годзилла: Парад монстров) - 1968. Оценка - 5.
-
Gojira-Minira-Gabara: Oru kaiju daishingeki (Атака Годзиллы) - 1979. Оценка - 3.
-
Gojira tai Hedora (Годзилла против Хедоры) - 1971. Оценка - 6.
-
Chikyu kogeki meirei: Gojira tai Gaigan (Годзилла против Гайгана) - 1972. Оценка - 5.
-
Gojira tai Megaro (Годзилла против Мегалона) - 1973. Оценка - 4.
-
Gojira tai Mekagojira (Годзилла против Мехагодзиллы) - 1974. Оценка - 5.
-
Mekagojira no Gyakushu (Террор Мехагодзиллы) - 1975. Оценка - 5.
Первый и последний раз, когда Годзира летал с помощью "теплового луча" (Gojira tai Hedorâ, 1971):
Нужно сказать пару слов об американских версиях. Они отличались другими названиями, несколько другим монтажом, досъемкой американских сцен, озвучкой, музыкальным сопровождением и другими мелочами. По словам одного моего знакомого из Москвы, серьёзного почитателя Годзиры, американцы знают японские фильмы, в основном, как раз первого периода, потому и обожают этот период. Причина вполне понятна - фильмы других периодов у них практически не выходили в прокат. Но некоторые из них вышли на Blue-ray изданиях. А релиз самого первого фильма о Годзире, на японском языке и с английскими субтитрами, у них состоялся лишь в 2004 году.
__________________________________________________________________________
Второй период лучший по совокупности показателей в сравнении с остальными периодами. Куда серьёзнее стал подход к созданию фильма. Достаточно интересные сюжеты, с важными посылами, интересными стали монстры, хорошо воссозданные и по дизайну, и по костюмам. Их движения стали более продуманными. Куда зрелищнее стали экшн-сцены (да и не только они). Стало играть важную роль и музыкальное сопровождение. А уж как качественно использовали пиротехнику - лучше это видеть. Таким образом, даже два голливудских фильма уступают фильмам из этого периода.
Сама по себе вставка человека в костюме Годзиры (и других монстров) почти всегда качественна, а в некоторых случаях даже не видно этого. Будто по-настоящему. Почти никаких компьютерных спецэффектов. Макеты зданий и городов тоже сделаны весьма на совесть, даже для нашего времени. И это всё почти всегда разрушалось. Представляете, каково тем, кто все это старательно сооружал?
Gojira vs. Kingu Gidorâ (1991):
Этот период лучше всего посмотреть целиком. Можно даже пропустить Gojira (1984) и Gojira VS Mekagojira (1993), но остальные обязательны к просмотру.
- Gojira vs. Biorante (1989) - на мой взгляд, второй лучший фильм периода. Наиболее продуманный и ровный. Множество тем для размышлений. Немало людей считают именно этот фильм самым лучшим в этом периоде.
- Gojira vs. Kingu Gidorâ (1991)
- Gojira vs. Mosura (1992) - для первой трети фильма немного взяли антураж Индианы Джонса. Мосура (Мотра по-международному) самое
милое создание в этой вселенной. А уж какой очень трогательный финал...
- Gojira VS Supesugojira (1994) - самый лучший, по моему мнению. Подробнее попозже.
- Gojira vs. Desutoroia (1995) - самый нелюбимый фильм. Не потому что плохо поставлен. Дело в финале, то, что там показали - крайне ужасное зрелище. Без слёз и боли это невозможно смотреть.
Список фильмов второго периода:
-
Gojira - 1984. Оценка - 6.
-
Gojira vs. Biorante (Годзилла против Биолланте) - 1989. Оценка - 7.
-
Gojira vs. Kingu Gidora (Годзилла против Кинга Гидоры) - 1991. Оценка - 6.
-
Gojira vs. Mosura (Годзилла против Мотры) - 1992. Оценка - 7.
-
Gojira VS Mekagojira (Годзилла против Мехагодзиллы 2) - 1993. Оценка - 7.
-
Gojira VS Supesugojira (Годзилла и пришелец из космоса) - 1994. Оценка - 8.
-
Gojira vs. Desutoroia (Годзилла против Разрушителя) - 1995. Оценка - 7.
__________________________________________________________________________
Период Миллениум появился исключительно с целью противопоставить голливудскому фильму
"Годзилла" Роланда Эммериха, показать, что только у японцев настоящий и каноничный король монстров.
В этой сцене японцы слегка пошутили на эту тему (Gojira X Mekagojira, 2002):
А потом сильно унизили его в последнем фильме третьего периода, даже не скрывая глубочайшего презрения к американскому Годзилле:
Click to view
Не очень понятно, зачем тогда было брать идеи для сцен у американцев. Например, здание с огромной дырой:
Или сцена в туннеле:
Данный период получился неровным. То один фильм игнорировал все предыдущие фильмы, даже собственного периода, то другой оказался лютой пародией, в духе первого периода, то третий сделал Годзиру страшным и жестоким ужасом. Иными словами, фильмы не имеют общего сюжетного стержня, как было во втором периоде. Даже не имеют общего образа Годзиры - меняется почти в каждом фильме. Но зато почти везде человеческая драма стала развиваться, так что смотреть интересно и за людьми. Что до общего технического уровня постановки, то они примерно на уровне второго периода, лишь слегка местами лучше (это не касается последнего фильма - его вообще можно смело выкинуть из киновселенной Годзиры). Период Синсэй можно смотреть целиком, общий уровень фильмов примерно одинаковый. Но самые интересные, на мой взгляд, эти:
- Gojira, Mosura, Kingu Gidora - Daikaiju sokogeki (2001) - крайне жестокий фильм, где Годзира представлен
страшным исчадием ада, уничтожающим всё, что попадётся на пути. Сцены гибели невинных людей и "зверей-хранителей" показаны очень жестоко (чего стоит сцена уничтожения Годзирой милейшего создания
Барагона). Один из двух лучших фильмов третьего периода.
- Gojira X Mekagojira (2002) - в общем и целом, фильм как бы о будничных днях борьбы людей с Годзирой, против которого иногда выступают и другие гигантские создания, в данном случае, Мосура и две её личинки. Но сюжет мне показался очень интересным. Очень хороша вступительная сцена. Лично я считаю этот фильм если не самым лучшим, то точно самым интересным.
- Gojira tai Mosura tai Mekagojira: Tôkyô S.O.S. (2003) - если вам понравились личинки Мотры и сама Мотра, то это стоит посмотреть. В остальном, особо ничего интересного.
Список фильмов третьего периода:
Gojira ni-sen mireniamu (Годзилла: Миллениум) 1999. Оценка - 6.
Godzilla vs Megaguirus (Годзилла против Мегагируса: Команда на уничтожение) - 2000. Оценка - 6.
Gojira, Mosura, Kingu Gidora - Daikaiju sokogeki (Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют) - 2001. Оценка - 7.
Gojira X Mekagojira (Годзилла против Мехагодзиллы) - 2002. Оценка - 7.
Gojira tai Mosura tai Mekagojira: Tôkyô S.O.S. (Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио) - 2003. Оценка - 6.
Gojira: Fainaru uozu (Годзилла: Финальные войны) - 2004. Оценка - 3.
__________________________________________________________________________
Последний японский фильм о Годзире,
Shin Gojira (2016), был снят явно в очередном противостоянии обновленному
Годзилле. В этот раз японцы решили уйти от канонов, создав очень жуткий образ, реализовав в нём массу новых идей. А саму идею того, что происходило с Годзирой, взяли из Gojira vs. Desutoroia (1995), частично реализовав оттуда и образ короля монстров. Но все же фильм был снят главным образом по другой причине. Лучше всего это ясно в финале, жутким образом призванным напомнить всем, чем на самом деле является Годзира. Подробнее о фильме и новом образе монстра я кратко расскажу после того, когда пройду по двум американским фильмам о Годзилле.
Снова малость скопировали сцену:
Смотреть ли фильм? Только сцены с монстром. Только там съёмочная группа старалась, а на остальное совершенно плюнула. Невыразимо скучно смотреть всё, что вне этих сцен. Никаких художественных приемов, нет человеческой драмы, ровная полуравнодушная актёрская игра, ничего.
Существуют ещё мультсериалы, но о них не будем.
__________________________________________________________________________
Теперь вернёмся, наконец, к моему любимому фильму, Gojira VS Supesugojira (1994). Я его считаю лучшим, потому что он отлично сбалансирован и при этом выдающийся. Есть много всего: мощное музыкальное сопровождение, грамотно подобранное под происходящее; хороший сценарий, где нашлось места всем - Годзире с его детёнышем, Космической Годзире, имевшего свои мотивы, людям, которые развивались и много сумели сделать; отличный видеоряд (в рамках киновселенной), где был выжат чуть ли не максимум возможностей тогдашних спецэффектов; грамотная операторская работа, выгодно показывающая все нюансы происходящего на экране; тщательный монтаж; даже звукорежиссура выразительная. Конструкция Мехагодзиры куда логичнее и проще, чем в других фильмах. И, как ни странно, это наиболее реалистичный фильм. Такое сочетание в итоге сделало фильм весьма захватывающим, очень зрелищным, пробирающим до глубины души при каждом просмотре. Каждый кадр шикарен. Придраться практически не к чему. Не считая дурацкую попытку объяснить происхождение Космической Годзиры, конечно. Кстати, именно с этого фильма и началось знакомство с Годзирой. Мне в детстве подарили видеокассету, которая сохранилась до сих пор.
__________________________________________________________________________
Немного о самом Годзире и законах его киновселенной. В разных периодах и отдельных фильмах его рост составлял от 50 до 118,5 метров. Вот две сравнительные схемы -
первая и
вторая. Менялась внешность. Менялась харизма. Менялись способности. Менялась даже его суть (то плохой, то хороший, то сложный). Неизменными оставались невероятная мощь его силы, невероятная выносливость, невероятная устойчивость практически ко всему, что может служить оружием против него (не будем зацикливаться на отдельных фильмах). Ни одно другое существо не способно на такое, поэтому Годзира по праву является королём всех монстров. Круче него попросту никого нет.
Что до законов киновселенной. Нет смысла критиковать за некоторое игнорирование базовых законов физики и природы, нет смысла обращать внимания на дурацкие попытки научно что-либо объяснять. Нужно просто принять его законы. На то она и киновселенная. На костюмы монстров и на их дизайн, достаточно бросающиеся в глаза, тоже не нужно обращать внимания. Тем более всё прекрасно работает, всё в рамках данной киновселенной. Потому что этому ВЕРИШЬ и сопереживаешь. Куда сильнее, чем как угодно качественно нарисованному на компьютерах.
Конечно, вы можете сколько угодно со мной не соглашаться в чём бы то ни было. Я постарался быть объективным и искреннним.
На этом сегодня всё. Давайте дадим отдохнуть Годзире после долгого рассказа о своей яркой и бурной жизни:
P.S. Я считаю, что
Кинопоиску давно пора открыть персональную страницу Годзиры. Он более чем заслужил. У Годзиры даже есть
звезда на голливудской Аллее славы, которую он получил в 2004 году.