Сегодня - 2ой в моей жизни разговор с Архитектором Заведующим Историческими Памятниками (был, правда, и 1ый, меньше минуты), самое время завалиться в ресторан, но я храню трезвость рассудка - после 1ой встречи со слоном, всего можно ожидать - и если завтра обвалится небо, не поведу даже бровью; впрочем, довольно и того, что мне стало совсем стыдно иметь русский паспорт. Куда бы задевать эту тоталитарную книжку, похожую уже на клеймо (какой у вас паспорт, красный?). АЗИПу заявляю прямо, есть и украинские корни, боже мой, запинается тот. Босква, никогда не слышал о таком городе, вгоняет он меня в краску - какой позор, не могу даже произнести название столицы. Но виданное ли дело, многие люди умирают даже не обмолвившись словом с АЗИПом, а я не только видела их много раз в жизни, слушала их речь, но еще и - хотя и нечленораздельно, но говорила. Если бы только не этот невыносимый стыд, все эти истории со слоном, преподававшим давным-давно (было ли это в другой жизни?) в Школе, вставлявшим палки в колеса, пакостившим (мерзкая цирковая тварь!), все эти истории про преподавателей, соблазняющих студенток - везде, по всему миру, было это в России, в Корее, но есть и во Франции. И тут АЗИП, нестарый еще мужчина, задающий личные вопросы, хохочущий, приглашающий, стращающий, дающий - нет, не надежду, а повод к жизни. Ну мне пора, обрывает он по-слоновьи разговор в самый неожиданный момент. 17 минут за многие годы ожидания.
Что вы умеете делать конкретно, что вам случалось делать, спрашивает он, на планах, которые вы выслали, сколько линий начерчено вами, а сколько - случайными прохожими. Я не могу сказать, что все линии мои, язык противится словам, за которые будет ждать именно то, что скульптуры обещают прихожанам над соборной дверью. Мне уже не раз случалось принимать в подмастерья бездарей, которые хитростью попадали ко мне, заводится АЗИП. От страха я не могу сказать ни слова, рисунки мои, вдруг срываюсь я, все. Это-то я понял итак, ухмыляется АЗИП. И добавляет, не плохие, но средние - я счастлива, можно ли ожидать большего. У вас есть еще некоторое время, поясняет он, буду тренироваться, клянусь я. Как-то, в том еще веке, я захватила на ночную прогулку листки из походного блокнота. Под светом фонаря слон рассматривал улиток, гнездившихся на мокрых парижских растениях, а я - невзначай - подсовывала ему свои зарисовки. Не отводя взгляда от улиток, он мельком взглянул на башню - Нотр-Дам, который я тебе как-то показывал, а ты не смотрела. У меня есть шанс, переспросила я дергая его за рукав, неплохо, ответил он, но все же еще совсем не мой уровень (животное когда-то умело великолепно рисовать). Удивительная логичность жизни, ее выверенность - ни слон, ни АЗИП не могут ошибаться, и так и есть - их мнения совпали.
Ну, когда вас ждать, спрашивает АЗИП, только успев представиться - называя свое имя, он добавляет титул - архитектор (эта знаменитая скромность АЗИПов!). Вопрос сбивает не меньше звонка слона, который после многих лет молчания, заявляет, что ждет меня на соседней улице напротив романской церкви - значит, можно приехать, бормочу я. Жить будете здесь, поясняет АЗИП. Как, здесь, в вашем агенстве, недопонимаю я. У нас в поселке есть множество свободных комнат, вы непременно сговоритесь со сдающими их людьми, заверяет меня собеседник. Вообще-то я рассчитывала жить в соседнем городе, я делаю еще 1 попытку. Бросьте, смеется АЗИП, вы сами не отдаете себе отчета, во что хотели ввязаться. Поселок никак не связан ни с городом, ни вообще со всем остальным миром - есть, правда, небольшая дорога, но мне почему-то кажется, что вы не водите. Не может быть и речи о том, чтобы я водила, не выдерживаю я, вспоминая неприязнь слона и безумного друга к машинам. Ненавидящий руль, слон всегда был помощником кучера, сидел за спиной, подталкивая в бок водящего, налево, нет, направо - обычно животное лукавило, и дорога удивительным образом приводила к аббатствам, замкам, часовням, и тогда фальшивый помощник скороговоркой шептал историю памятника, требовал остановить, позволить зайти внутрь, хотя бы на секундочку, и я, поддакивая ему, семинила следом.
Мой младший подмастерье приезжает на роликах, заявил АЗИП, но где он живет, этого никто не знает. А как же автобус, нашлась я, уверена, что есть такой маршрут. Есть-то он есть, ответил АЗИП, но автобус курсирует только в 1 сторону, из поселка, а как же вы в таком случае доберетесь до агенства. Утром он идет в 6 утра, послышался тонкий голос секретаря, и я, до смерти испугавшись, затороторила, что согласна жить в поселке, что найду себе там комнату, что ошибалась. АЗИП помягчел, добавил, что именно благодаря людям из Восточной Европы, он стал заниматься историческими памятниками. Я их знаю, они занимаются музеями, сказала я, но АЗИП, казалось, не слушал - нет, это совсем не те, я-то знаком с историческими архитекторами, не считая, конечно, той русской, которая работает в городе, в магазине Шикарных вещей.
Так в каком там месяце вас ждать, спросил он, и как вы будете работать, каждодневно или круглосуточно. Хотя, подождите, замялся он, сначала нам нужно встретиться с глазу на глаз - если вы не сможете приехать, то прибуду я, в Париж, все равно нужно обсудить несколько вопросов по переустройству французских памятников с друзьями-АЗИПами - а вы сможете ждать меня на вокзале, чтобы не разминуться. Ах да, не забудьте захватить с собой ваши черновые работы, чтобы я мог удостовериться, что те, в высланном досье - ваши (я тут же представила эти ночи, в которые рисую никогда не существовашие черновики, пробные варианты, пытаюсь определить задумку в проектах зданий, лишенных всякого смысла). Впрочем, что бы вы там ни показали, мы все равно возьмем вас подмастерьем, да еще и младшим, произносит он ту должность, о какой я ни смела мечтать еще год назад.
Я позвоню вам, как только соберусь в путь, прощается АЗИП. Мне тоже нужно собираться в путь - подмести рассыпанные по всей квартире буквы, нарисовать планы, идеальной точности развертки зданий, прочесть 600 стр. "Готической энциклопедии", выучить новые слова из Архитектурного словаря (ухмылка слона при последней встрече, касательно моего незнания простейших средневековых терминов, да уж, далеко же еще тебе до исторического подмастерья!), нарисовать несколько соборов (иметь на всякий случай такие зарисовки под рукой), распечатать фальшивые проекты (стены 1го здания, планы и разрезы - другого) и, наконец, будто бы ненароком позвонить слону - животное медленно выходит из Ледникового периода - на днях в Сибири нашли миллионы костей мамонтов, значит, цивилизация Хоботоподобных все-таки имела место быть, не унимался он еще только пробудившись.
Замок в Бретани без своего АЗИПа Тот самый бесподобный собор в 2ч.на поезде от закрытого поселка АЗИПа