К этому посту -
http://nikanety.livejournal.com/4848.html Надо было собирать свое - "Москвичи", "Волги" - а не вбухивать средства в Фиат-ВАЗ.
Во первых - "Москвич" тоже нельзя назвать стопроцентно нашим (в 1966 году вышло правительственное постановление о реконструкции МЗМА, которая началась в 1968 году. В её ходе были введены в строй полностью новые производственные ветки конвейеров, работающие по технологии, пролицензированной у французской фирмы Renault и построенные с участием её специалистов).
Плюс - производительность АЗЛК, была значительно меньше, чем в последствии у ВАЗа.
1967 с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич»
1974 год двухмиллионный «Москвич»
1980 год трехмиллионный «Москвич»
1986 год четырёхмиллионный.
Для сравнения :
Ну а к концу 70-х, на ВАЗе ежегодно собирали по 700 с лишним тысяч.
То есть, для того чтобы производить "Москвичи" в тех же количествах, что и "Жигули", пришлось бы либо - обращаться все к тем же иностранным фирмам за технологиями массового производства автомобилей; либо - разрабатывать эти технологии самим, само собой теряя при этом время.
При этом, в обоих случаях мы получали бы машину, которая уступала детищу "Фиата". А чтобы "Москвич" не уступал "Жигулям", то... опять же, либо к иностранцам, либо - время на свою разработку. С туманными перспективами.
Такая деталь - на тот момент в Советском Союзе не было даже масел и смазок приемлемого качества - пришлось совместно с итальянцами разрабатывать советские аналоги на основе итальянской рецептуры.
Что же касается "Волги", то это все таки машина другого класса, которая не подходила на роль массового авто.
Прогнулись под итальянскую компартию
1 Как правильно заметили в каментах -"Да бред и конспирология конечно. Испанцы, индусы и кто там ещё 124-й делал тоже, очевидно, большими фанатами итальянской компартии были ".
Действительно, фиатовские машины собирали во многих странах, и сомнительно, что пожелания ИКП там учитывались.
Югославия, Египет, Аргентина, Колумбия, Марокко, Индия, Испания.
Опять же, журналисты выбирающие Европейский автомобиль года, не спроста отдавали свои голоса продукции ФИАТА.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_автомобиль_года Испанская «двойка» - Seat 124 Familiare
2 ИКП косвенно (а может и не косвенно) все таки повлияла на сотрудничество Фиата и СССР, но в отличии от бытующего стереотипа, повлияла положительно.
"В расчете на то, что итальянская автопромышленность, переживая наихудшее среди европейских производителей состояние, будет более сговорчивой в плане цены и используя влиятельные позиции коммунистической фракции в парламенте Италии, правительство СССР обратилось с этим предложением к президенту FIAT Витторио Валетта(являлся также пожизненным сенатором итальянского парламента) <...>
для опытного политика и бизнесмена Валетты реализация проекта ВАЗ , которой неофициально способствовали итальянские коммунисты, означала решение непрекращающихся проблем с профсоюзами рабочих FIAT, по крайней мере на несколько лет вперед. Известно что при факте низкой стоимости столь масштабного проекта,Валетта , проявлял несвойственную ему сговорчивость <...>
Впоследствии это было подтверждено и самим Дж. Аньелли ,который отмечал что, строительство ВАЗ не принесло компании значимой экономической выгоды, однако приобретенный опыт в дальнейшем косвенным образом помог достичь более чем желаемых прибылей. <...>
Валетта убедил Аньелли не упорствовать, очевидно из опасений только того, что СССР , используя итальянских коммунистов в качестве рычага давления ,вновь начнет будоражить профсоюзы."
http://anaga.ru/auto/19032015.htm В общем ИКП - это что-то вроде нашей пятой колонны в Италии ))
Ну и коротко о том, почему вообще возникло отставание отечественного автопрома от западного.
1 Тот же самый Фиат - компания была основана в 1899, и начала сборку автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион».
В 1912 г. - начато серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T.
С 1922 года - производство машин на сборочной линии конвейрного типа.
http://avtomarket.ru/brandhistory/Fiat/ Примерно то же самое и в Америке, и в Германии, и во Франции, и в Японии - автопром начал развиваться в конце 19-го, начале 20-го века. Были свои наработки, создавались инженерные школы итд.
Fiat Zero 1912-1915
У нас же до революции автопром был по сути в зачаточном состоянии. После революции в первую очередь нужны были грузовые автомобили, легковые начали выпускать лишь в начале 30-х - лицензионные Форды.
Потом тоже не до этого было - война, послевоенное восстановление, гонка вооружений - поважнее находились дела, лишних средств на создание своих легковушек не было.
Поэтому повторю - разработка новых автомобилей, технологии их производства - это дело долгое, дорогое и сложное.А в случае со сделкой с "Фиатом", мы за приемлемую цену получали доступ к новым технологиям,получали автозавод-гигант и возможность делать в большом количестве вполне современные на то время, и приличные в своем классе машины .
Причем, это была не отверточная сборка- как сейчас, это было почти на 100% локализованное предприятие, где практически все производилось в Советском Союзе.