«У нас больше думают про увеселения и чемпионаты, чем про океан»

Jan 28, 2016 18:31



Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» вернулось в порт приписки из первой экспедиции после двухлетнего вынужденного простоя из-за поломки в порту Коломбо на Шри-Ланке

Академик Роберт Нигматулин о состоянии научно-исследовательского флота России

- Роберт Искандерович, как вы оцениваете ситуацию с судном «Академик Николай Страхов», которое на минувшей неделе вернулось в Россию, а до того два года в сломанном состоянии провело в порту Коломбо.

- Виновато, конечно, нищенское состояние флота в первую очередь. И, конечно, непрофессионализм управления этим судном.
нет дефицита судов - есть дефицит денег на проведение экспедиций, ремонт, содержание судов.
Если кто-то захочет взять судно не для исследований, а для контрактных работ с какими-то фирмами - проблем нет с этим. Судна стоят, простаивают.

- В каком состоянии сейчас находятся «Миры», которые известны своими погружениями на Байкале, на Северном полюсе и для съемок фильма «Титаник»?

- С «Мирами» тяжелая проблема. Они находятся в Калининграде, они в рабочем состоянии - нужно сменить только аккумуляторы. Один швейцарский бизнесмен хочет подарить нам эти батареи. Но с «Мирами» очень дорогие экспедиции. 150 млн руб. как минимум должно быть выделено. Таких средств еще нет.
«Миры» - это наша серьезнейшая проблема. Мы думаем об экспедициях. Тут, конечно, взаимодействие с бизнесом нужно проработать. Но, к сожалению, бизнес сейчас затух.

И у нас нет заказов от промышленных компаний на проведение экологических экспедиций. Они были до 2009 года. В последние годы их нет. Один только бизнес - туризм. Мы сдаем в аренду два судна туристической компании. Они поддерживают эти судна, дают нам возможность бесплатно ходить в сторону Антарктиды и Гренландии и там проводить измерения уже после проведения туристических экспедиций. Конечно, это не очень эффективное использование судна для науки, но другой возможности пока нет. Требуется трехкратное увеличение нынешней судовой деятельности.

- Могли бы вы объяснить неспециалисту, насколько важно присутствие в океане исследовательских судов России?

- Присутствие в океане исследовательских судов России - это один из важнейших геополитических факторов, факторов престижа страны. Но у нас больше думают про увеселения, чемпионаты и прочее. Но есть еще и вещи более серьезные для нашей страны - это обеспечение ресурсами наших детей и внуков за счет ресурсов Мирового океана, который покрывает 72% поверхности Земли. Многие минеральные ресурсы исчерпываются на суше. И будущие ресурсы будут добываться со дна океана. Соответствующие участки ООН будут выделять в зависимости от того, сколько та или иная страна тратит усилий и средств на исследования этих участков.

Это и престиж, и геополитика. Сейчас мы делим шельф - заявку Россия подала. Тоже ресурсы существенные были вложены. Но необходимые условия, которые однозначно бы доказывали наши взгляды, - таких технологий у России нет. А были бы - мы более однозначно бы решали геополитические вопросы об экономической деятельности в арктическом шельфе.

- Однажды вы сказали, что суда, которые есть у России, устарели...

- Да, это так. Нам нужно новые суда строить. Но одно судно стоит примерно 4-5 млрд руб. Эту проблему можно только федеральной целевой программой решить. Третий год мы предлагаем эту целевую программу - и третий год ее отвергают. Сейчас будут говорить, что кризис, нет денег. В стране есть деньги, просто во многих случаях они нерационально используются.

- А какая была ситуация с исследовательскими судами в СССР?

- Во времена СССР на экспедиции и содержание исследовательских судов тратилось раз в десять больше, чем сейчас.

http://www.gazeta.ru/science/2016/01/26_a_8041763.shtml

Академик, такой академик...
По его же словам, научно-исследовательский флот России, находится далеко не в лучшем состоянии. Мягко говоря.
Финансирование так себе (нищенское состояние флота !), новых судов нет, научно-исследовательские экспедиции проводятся благодаря туристам, корабли из-за поломок годами простаивают в иностранных портах итд.
И это при всем при том, что эта область имеет, опять же по его словам - важнейшее геополитическое значение.

Но в то же время - и на правительство еще надеется, и Путину лизнул :

- В 2009 году в беседе с вами после погружения на дно Байкала Владимир Путин пообещал, что к 2011 году начнется программа по формированию научно-исследовательского флота. Обещание было исполнено?

- Оживление флотской деятельности для исследования океана и связано с поручением президента РФ правительству обеспечить деятельность исследовательского флота.

деньги, наука

Previous post Next post
Up