Посвящается годовщине окончания Сталинградской Битвы
Волею судьбы сложилось так, что я уже много лет работаю рядом со знаменитым «домом Павлова» - известным на весь мир рубежом обороны Сталинградской Битвы . Здание, в котором я тружусь, расположено строго по линии фронта со стороны «наших». Напротив, всего в нескольких десятках метров - уже «немцы». Конечно, «тех самых» домов уже не существует - в этом районе вообще живого места не осталось, но слава богу остались памятники, которые позволяют прикоснуться к подвигу, почувствовать страшное напряжение того сражения.
От линии фронта до обрыва к Волге всего двести метров. Во время обеденного перерыва я прохожу это расстояние всего за пару минут и до сих пор никак не могу понять, как можно было удерживать этот клочок земли несколько недель - зацепиться там было практически не за что. Рационально это объяснить никак невозможно, хотя, конечно, если постараться какие-то объективные причины найти можно, но их все равно недостаточно для понимания того, что здесь происходило.
Действительно, обороняться на этом участке в привычном смысле никак не получится, так как ты находишься под постоянной «прямой наводкой» всех видов оружия - бой идёт и днём и ночью. Шансов выжить на такой передовой хоть сколько-нибудь длительное время очень и очень немного. Такой роковой расклад был всем очевиден и поэтому, как мне кажется, солдаты Сталинграда, чтобы адекватно воевать, а не зарываться постоянно под землю, должны были «принять свою смерть» заранее, а иначе психика не выдержала бы таких перегрузок. Как пишут очевидцы тех событий, состояние определённой эмоциональной отрешённости (бесстрашия) бойцов было обычным делом. «Стоять насмерть» может только человек, который сознательно перешёл грань жизни и смерти, пожертвовав своим индивидуальным существованием во имя высшей цели.
Судя по трейлерам фильма Сталинград, Бондарчук не стал заморачиваться с раскрытием таких сложных пограничных человеческих состояний и переживаний защитников города, а просто решил снять «красиво» про войну. Это и проще и выгоднее и понятнее, но только это не совсем правда. Вы можете себе представить любовную драму в замкнутом пространстве, наполненном мертвыми телами солдат, женщин и детей? Я не могу и не хочу это представлять, хотя, возможно, такие эксцессы и имели место в действительности. Хочется спросить Бондарчука: ты фильм снимал про массовый героизм или про любовь в морге со спецэффектами, чтобы было жутковато как в «Сумерках»?
Авторы фильма стандартно оправдываются в многочисленных интервью: «…мы хотели донести до молодежи подвиг Сталинграда, а без спецэффектов новое поколение кино смотреть не будет». Посыл понятен, однако проблема в том, что сегодня цифровая гиперреальность уже не дает того «эффекта присутствия» как раньше. К сверхреалистичным картинкам уже выработался иммунитет и сопереживать нарисованному миру и его персонажам все сложнее и сложнее - увеличение количества спецэффектов не спасает ситуацию. Такая картинка не создает должное напряжение, не дает эффект соучастия, а скорее расслабляет, провоцируя зрителя потянуться к очередной порции поп-корна для усиления удовольствия.
Кино про Сталинград не должно приносить удовольствие - оно должно мобилизовать волю и чувства человека. Однако если режиссер хочет побить рекорд коммерческих сборов, а может еще на Оскар замахнулся, то для него это уже не важно.
Возможно, я бы и пошел на фильм, если бы не патриотическое байк-шоу, которое прошло у нас в конце августа и было посвящено Сталиградской Битве. Все там было вроде как надо - и огненное шоу было шикарное и танки грохотали и даже наличествовали декорации из фильма Бондарчука. Однако во время представления меня не покидало гадкое чувство фальшивости происходящего вокруг - в какой-то момент стало понятно, что шоу здесь первично, а День Памяти вторичен. Причины, увы, идентичны - хотели привлечь молодежь любым способом, «забабахав» кучу спецэффектов и подменив тем самым святой памятный день веселым «расслабоном».
Рискнуть и пойти в кино я так и не решился, хотя понятно, что позиция «я не смотрел, но осуждаю» изначально очень скользкая.