Дмитрий Жирков дал комментарий для «АиФ» о состоянии госзакупок Подмосковья.
В столице начались торги - на кону ремонт школ и детсадов плюс благоустройстройсво их территорий. Но из-за подводных камней процедуры госзакупок (через которые идут все бюджетные траты) никто не может обещать, что обновить классы и облагородить дворы получится без проблем с подрядчиками.
Компьютер можно провести
По словам Андрея Шаронова, заммэра Москвы по вопросам экономической политики, каждый год столица тратит на закупки около 600 млрд руб., и они становятся всё более прозрачными. Например, лоты дороже 500 млн руб. должны проходить публичное обсуждение, введена автоматическая рассылка информации о предстоящих конкурсах (чтобы коммерсанты были в равных условиях), постоянно обновляется реестр недобросовестных поставщиков. Но этого мало. Ведь скандалы с госзакупками всплывают постоянно, больше всего нарушений связано со строительством (дорог и домов), благоустройством территорий и социальной сферой.
«Главный недостаток закона (ФЗ-94), регламентирующего этот процесс, в том, что на аукционе побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, - уверен Виктор Панин, лидер Общества защиты прав потребителей образовательных услуг.
- Это неприемлемо, например, для школьного питания, где во главу угла нужно ставить качество завтраков-обедов, а не их дешевизну. Причём учебное заведение практически не может повлиять на халтурщиков - ведь торги проводят не они сами, да и как отказаться от услуг поставщиков, например, в середине года? Оставить детей голодными? Даже если через суд добиться расторжения контракта, нет никакой гарантии, что на новый аукцион не придёт та же фирма (поменявшая название и юридические реквизиты) и не выиграет его опять, предложив самую низкую цену».
«Сговорившись, участники аукциона могут вообще не конкурировать друг с другом, - говорит Рачик Петросян, руководитель столичного УФАС. - И всё закончится распиливанием бюджетных денег. У нас в прошлом году было несколько таких дел. Например, по школьному питанию мы провели «рейд на рассвете» (внезапную одновременную проверку в нескольких организациях).
И у одного из участников электронного аукциона обнаружили документы других участников. То есть один и тот же парень с флешкой бегает от компьютера к компьютеру и «торгуется» сам с собой, снижая цену на полпроцента».
Заявка «под друга»
«То, что подрядчик может накосячить, становится понятно зачастую ещё на стадии торгов, - считает Максим Кац, депутат муниципального собрания Щукино. - Например, в начале этого года прошла госзакупка, где решалось, кому делать архитектурный проект пешеходной зоны около ст. м. «Щукинская». Организация-победитель отлично умеет готовить для конкурсов документацию, соответствующую ГОСТам и СНиПам (большинство которых безнадёжно устарело). Но в штате компании нет ни одного архитектора».
Не стоит забывать, что обойти ФЗ-94 стараются не только конкурсанты, но и заказчики. Как подтвердили «АиФ» в столичном УФАС, в прошлом году число жалоб на устроителей конкурсов выросло на 75%, антимонопольщики рассмотрели 4,5 тыс. жалоб. В основном они касались торгов по благоустройству территории, которые проводят районные инженерные службы и дирекции ЖКХ. А Игорь Налимов, президент Велотранспортного союза, напомнил «АиФ» про прошлогоднюю историю, когда группа общественников пыталась участвовать в конкурсе на составление столичной «Отраслевой схемы велодорожек»: «В техническом задании утверждалось, что у конкурсанта должна быть лицензия ФСБ. Но, для того чтобы выполнить эту работу, вовсе не нужно иметь допуск к гостайнам! Всё было сделано так, чтобы заказ достался единственному в городе НИИ, имеющему такую лицензию».
Ещё одна сфера, которая вряд ли стала более прозрачной и честной после введения системы госзакупок, - это программа капремонта жилых домов. «Зачастую он проводится не в самых «трудных» зданиях, - говорит Валентина Молоткова, депутат муниципального собрания Тимирязевское. - А качество работ оставляет желать лучшего. Трубы системы водоснабжения заменяются на низкокачественные китайские, новая изоляция очень быстро разрушается, а деньги-то уже потрачены...»
В Подмосковье некоторые чиновники тоже стараются переделать госзакупки под себя. «В апреле в Одинцовском районе начали строить садик ещё до проведения торгов, - рассказал «АиФ» Дмитрий Жирков, руководитель общественной организации «Безопасное Отечество» (она постоянно отправляет в надзорные органы компромат, связанный с госзакупками). - Победителем тендера на 189 млн руб. «неожиданно» стала компания, которая к этому моменту уже заливала опалубку здания. Другой пример связан с администрацией Истринского района Московской области, которая в мае провела аукцион (на возведение детсада с бассейном в Истре), не объясняя, почему «производство» садика должно обойтись именно в 176 млн руб. А ещё заказчик объединил в одни торги строительство здания и поставку товаров, прописав конкретных производителей. Стоит ли говорить, что ни одна серьёзная стройфирма не занимается поставкой «ложек чайных алюминиевых Россия» и «электрогазонокосилок Bosch»? Плюс часть документации защитили паролем, чтобы только нужные люди нашли необходимую информацию».
А теперь хорошая новость: многострадальный ФЗ-94 потеряет силу к следующему году. Ему на смену должен прийти другой закон (ФЗ-44) «О контрактной системе». Он будет регулировать все этапы - от планирования закупок до оценки того, как они были использованы. Но... чтобы он сразу заработал, за оставшееся время только на федеральном уровне нужно принять более 50 подзаконных актов. Будем надеяться, что это сделают вовремя. Иначе нельзя будет ни купить лекарств для льготников, ни оплатить ремонт подъездов, ни благоустроить парки.
Источник:
АиФ