Роскошная мебель и автомобили будут доступны не всем чиновникам.
Одним чиновникам разрешат приобретать дорогие иномарки, а другим придется довольствоваться машинами поскромнее.
По новым правилам, которые вводит Федеральная контрактная система (ФКС), аппетиты госзаказчиков будут увязывать с бюджетной обеспеченностью. Об этом РГ рассказал замминистра экономического развития Владимир Симоненко.
В законе нет определения предметов роскоши. У Минэкономразвития, правительства есть понимание, какие это товары?
Владимир Симоненко: Роскошь - понятие относительное. И оно будет конкретизировано в актах о нормировании закупок. Подход к его определению на первый взгляд очевиден. Все, что требуется заказчику для нормального выполнения своих функций, это необходимость. Все, что обладает избыточными свойствами и без чего заказчик может обойтись, это роскошь. Но не будем упрощать задачу. Для различных видов деятельности понятие роскоши должно быть дифференцировано. Например, мебель для дипломатических приемов и для рабочих кабинетов должна быть разной. Кроме того, при осуществлении закупок заказчики должны понимать, что жить нужно по средствам. Поэтому в рамках нормирования закупок будет учитываться бюджетная обеспеченность заказчиков.
Что это значит?
Владимир Симоненко: Мы будем исходить из того, сколько денег есть у заказчика на приобретение тех же автомобилей. Неправильно устанавливать одну и ту же планку, скажем, для региональных и муниципальных заказчиков - это разные уровни бюджетов и доходы у них разные.
Как будут нормироваться товары - по цене, количеству или другим параметрам?
Владимир Симоненко: Закон предусматривает гибкие подходы к нормированию. Будет применяться натуральное нормирование, то есть установление требований к характеристикам продукции. Могут быть установлены предельные цены, в рамках которых могут осуществляться закупки каких-либо товаров, работ или услуг. Могут также нормироваться затраты заказчиков.
Для различных товаров, работ и услуг будут применяться различные виды нормирования. Возможно, что в каких-то случаях оно будет комплексным. Например, для закупки автомобилей могут быть установлены ограничения как по цене, так и по наличию каких-либо избыточных опций.
Требования к отдельным товарам определит правительство. Что войдет в этот перечень и когда он будет готов?
Владимир Симоненко: Его планируется разработать в этом году. Работа по данному документу пока не завершена, поэтому я не хотел бы сейчас обсуждать возможное содержание.
Когда начнет действовать нормирование закупок?
Владимир Симоненко: В следующем году.
При заказе произведений искусства и литературы закон предлагает в первую очередь ориентироваться на качество и цель заказа, а потом на цену. Где гарантия, что у заказчиков не возникнет желания потратить больше денег, чем надо?
Владимир Симоненко: Для творческой составляющей в законе действительно предусмотрены гибкие подходы к закупкам. Без этого не обойтись.
Нетрудно представить себе последствия закупки произведений литературы, если заказчик будет ориентироваться только на цену или этот критерий будет преобладающим. Наверное, всегда найдется желающий написать дешево. Но будет ли это хорошо? А гарантией того, что у заказчика не возникнет желания потратить больше денег, чем необходимо, является система мер, предусмотренных законом. Это персональная ответственность, гласность, прозрачность, контроль, в том числе общественный, аудит эффективности.
Заказчики, годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, должны будут иметь контрактную службу. Зачем это нужно?
Владимир Симоненко: Крупными закупками должны заниматься профессионалы. Но это не означает, что заказчик будет обязан создавать новое структурное подразделение и раздувать штаты. Функции контрактной службы могут быть возложены на уже существующие подразделения. Кроме того, необходимо понимать, что если заказчиком будет создана высококвалифицированная контрактная служба, то затраты на ее создание и функционирование окупятся за счет повышения эффективности закупок.
Кстати, об эффективности. В законе это понятие не прописано. Как контролирующие ведомства смогут решить, эффективна закупка или нет?
Владимир Симоненко: Эффективной можно считать ту закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика и соблюден баланс качества и цены. И для того чтобы соотношение этих параметров можно было отследить, в законе предусмотрен комплекс мер.
Росфиннадзор будет смотреть, что и за сколько купил заказчик. Счетная палата - контролировать связку, что планировалось купить и что было куплено в итоге. А главной гарантией повышения эффективности закупок будет прозрачность всех процедур и возможность общественного контроля. Например, для крупных закупок мы предусмотрели обязательное общественное обсуждение, которое будет начинаться уже на этапе их планирования.
Как это будет выглядеть?
Владимир Симоненко: Мы уже в прошлом году в пилотном режиме приступили к отработке механизмов общественного обсуждения крупных закупок. Сейчас это осуществляется в соответствии с поручением правительства. В рамках ФКС общественное обсуждение крупных закупок становится обязанностью всех заказчиков в силу закона.
Наверное, будет сохранен существующий сейчас механизм общественного обсуждения с некоторыми усовершенствованиями. Он предполагает два этапа. Первый - обсуждение закупки на специальном форуме в Интернете. Второй этап - очные публичные слушания с участием всех заинтересованных лиц. Так достигается максимальная прозрачность закупки.
Уже сейчас некоторые заказчики в ходе общественного обсуждения отменяют закупки или вносят изменения в документацию о закупке, видимо, не желая отвечать на непростые вопросы общественности.
Как в целом в условиях нового закона будет работать контроль за госзакупками, в том числе общественный?
Владимир Симоненко: Главным отличием новой системы контроля будет ее распространение на этап планирования закупок и этап исполнения контракта. Сейчас Федеральная антимонопольная служба контролирует только процедуру размещения заказа: от опубликования извещения о закупке до заключения контракта. Органы финансового контроля осуществляют последующий контроль закупок, то есть проводят проверки после совершения всех финансовых операций, когда уже ничего нельзя изменить.
Контрактная система предполагает предварительный, текущий и последующий контроль закупок. Для этого в законе предусмотрены необходимые полномочия органов контроля: проводить проверки, запрашивать в ходе проверок необходимые материалы, составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать обязательные для исполнения предписания, обращаться в суд.
В законе также предусмотрен инновационный механизм контроля. Это автоматический контроль соответствия информации, размещаемой в единой информационной системе. Предполагается, что система сама будет выявлять серьезные нарушения на всех этапах планирования и осуществления закупок, предупреждать об этом заказчиков и информировать контролирующие органы. Запущен такой контроль будет в 2017 году.
Какие конкретно нарушения сможет обнаруживать эта система?
Владимир Симоненко: Допустим, не те лимиты будут привязаны к закупке. Или окажется, что не сформировано обоснование цены или самой закупки. По сути, единой информационной системой будет контролироваться весь закупочный цикл, начиная с системы планирования и заканчивая самой покупкой.
Как стыкуется существование сайта госзакупок и единой информационной системы?
Владимир Симоненко: Сайт госзакупок станет частью единой информационной системы. Но до появления ЕИС он будет частично выполнять отдельные ее функции. Для этого функционал портала будет расширен.
Создание единой информационной системы - процесс непростой. В этом году мы собираемся сформировать техническое задание для ЕИС и заключить контракт на ее создание. В эксплуатацию введем в 2015 году. Это позволит приступить к планированию закупок на 2016 год по полной схеме.
Закон о ФКС приняли. Но одно дело на бумаге, а другое - на практике. Когда вся система может реально заработать?
Владимир Симоненко: Закон вступает в силу с 1 января 2014 года. До этого предстоит провести большую работу: подготовить значительное количество актов правительства, принять ведомственные приказы. Должен быть создан реестр банковских гарантий (по закону участники закупок предоставляют такие документы для подтверждения своей финансовой состоятельности - Прим. авт.). Сейчас много фиктивных банковских гарантий, которые на самом деле ничего не стоят. Когда появится реестр, участники закупок будут уверены, что полученные ими гарантии легитимны. Для большего подтверждения банки будут обязаны давать выписку из реестра о том, что такая гарантия там действительно есть.
Фото: Российская газета
http://www.nikakixno.ru/news/kontakt_kontrol/ Источник:
Российская газета