"Весь мир отражается в капле воды"
В свое время, когда у меня родился сын, это была огромная, ни с чем не сравнимая радость. Его первые слова, первые шаги - меня поймет только тот, кто растил ребенка.
Поэтому сейчас, имея в активе двух взрослых сыновей, я, по идее, должен уже гораздо спокойнее реагировать на внуков. Тем более, что имеется не только жизненный опыт, но и определенный износ, как всего организма, так и тех его компонентов, что отвечают за жизневосприятие.
Но вот ведь в чем парадокс: я гораздо острее чувствую и понимаю внука.
Причем, начинаю замечать в его поведении те вещи, которые не видел, или на которые не обращал внимания у своих детей.
Семену еще не было и двух месяцев, когда я, разговаривая с ним, вдруг увидел, что он пытается сфокусировать на мне свой взгляд. У него ничего не получалось. Его тело абсолютно не понимало, какие именно команды и какому органу отдает мозг: руки, ноги и голова откликнулись повышенной хаотичной активностью, движения глаз принципиально не подчинялись никакой логике. Но, при этом, он целеустремленно раз за разом продолжал бесплодные старания заставить свое тело повиноваться.
Любой взрослый человек на его месте, обнаружив тщетность своих усилий, давно бы уже прекратил безнадежные попытки и сдался. Этот же маленький человечек продолжал сражаться.
Или Сему положили на животик, и он пытается перевернуться на спинку. Скажете, подумаешь, да что тут такого, это же элементарно. А вот и нет. Две, три, пять минут безуспешных попыток, но человечек продолжает битву со своим непослушным телом. И не хочет посторонней помощи или переключения его внимания - тут же реагирует плачем: отойдите, не мешайте мне решить эту проблему.
Если мне кто-нибудь когда-нибудь до этих эпизодов сказал, что вот этот маленький червячок, в обязанности которого, вроде бы, входит только есть, какать и спать, достоин уважения - я бы абсолютно этого не воспринял. А тут я на собственном опыте убедился, что это не уже никакой не червячок, а маленький человечек с большой силой воли.
В том, что у Семена уже есть свой характер, и он способен не только обижаться на родителей, но и показывать им свое неодобрение, мы получили наглядное подтверждение, когда ему исполнилось три месяца. Семена принесли в больницу для небольшой, но болезненной процедуры. После того, как все закончилось, малыша вроде успокоили. Но Семен четко и наглядно стал показывать родителям, что отдавать его в руки чужому человеку, который к тому же делает больно, не есть правильно с их стороны. Ребенок перестал откликаться, когда с ним разговаривали, улыбка полностью исчезла с его лица. То есть, всеми доступными ему средствами, этот маленький кроха «строил» родителей, показывая им свое неудовольствие их поступком. Вот это характер!
Так что, дело не в особенности моего или еще чьего-либо восприятия маленьких детей.
Просто малыш не только и не столько соредоточен на физиологии, но каждый день учится, сражается и решает самые большие, на данный момент, проблемы в своей жизни.
Семен преподал нам серьезный жизненный урок: нельзя только сюсюкать над малышами, лить слезы и слюни умиления. Надо понимать тревоги и заботы маленького человечка и помогать ему решать его глобальные проблемы.