Не торопитесь осуждать

Apr 18, 2013 10:23

Еще во время моего первого визита в Данию с московскими школьниками нам предоставили возможность посетить разные средние общеобразовательные учебные заведения Копенгагена. Школы были самыми разными: в центре и на окраинах, государственные и частные, богато оборудованные и минималистские (естественно, с точки зрения датчан). Но их всех объединяло одно: уважение к личности каждого, неважно, ученика или учителя.
Эти экскурсии оказались своеобразным наждаком, снявшим с меня, в ту пору образцового советского учителя, всю наносную коросту нелепых догматов, слепых предубеждений и пропагандистских постулатов.
На одном из уроков, на который мы были приглашены, все ученики, числом 12-15 человек, сидели по окружности большого стола. Учитель объяснял новый материал, когда сидящий рядом со мной паренек вдруг положил ноги на стол и принялся, в таком положении, еще и раскачиваться на стуле. В этот момент всю мою педагогическую сущность советского учителя рывком вынесло из окопа и бросило в атаку. Но, я - в гостях, поэтому, усилием воли задавив свой профессиональный позыв продемонстрировать на практике "Педагогику взрыва" А.С.Макаренко, решил посмотреть, а как же отреагирует на это учитель, расположившийся, как и все, за этим круглым столом. Лучше бы я этого не делал. Моя и так израненная немыслимыми впечатлениями психика получила еще одну страшную оплеуху, а моя педагогическая мораль, закатив глаза, упала в обморок: учитель сидел на спинке стула, поставив ноги на его сидение.
Когда осела пыль, поднятая рухнувшими стереотипами, ко мне вернулась способность логически мыслить. Да, с точки зрения норм поведения и воспитательных критериев, принятых на моей Родине, этот паренек - невоспитанный разгильдяй и злостный нарушитель учебной дисциплины. Но, во-первых, для общества, в котором он живет, данный вариант присутствия на занятиях не является нарушением дисциплины, а, во-вторых, этот ученик очень внимательно слушает учителя и полностью сосредоточен на его объяснениях. Неужели было бы лучше, если бы он формально сидел "по стойке "смирно", но при этом его мысли были в дальней эмиграции?
Что касается учителя, то, приглядевшись внимательнее, я понял, что, возвышаясь над головами учеников, он получает возможность видеть глаза каждого из них, а, значит, добиваться, чтобы на этом уроке никто не заблудился и не потерялся в учебном материале.
Больше всего этот урок был полезен для меня, идеологически вымуштрованного делить все по формальным признакам на белое и черное: главное - уделять максимум внимания приоритетным вещам, а не бросаться в осуждение, основываясь на чисто внешних второстепенных критериях.

P.S. А по возвращении домой я больше никогда не вел учебных занятий, сидя за учительским столом, потому что так невозможно увидеть глаза каждого ученика.

Дания, школа

Previous post Next post
Up