(Untitled)

Nov 17, 2019 17:45

Можно ли вообще знать теорию гомологий, например ( Read more... )

Leave a comment

xaxam November 17 2019, 15:36:41 UTC
О смысле преподавания ( ... )

Reply

nikaan November 17 2019, 16:17:09 UTC
это да, но тогда возникает вопрос, что доказывать, а что нет.

Reply

xaxam November 17 2019, 17:23:30 UTC
Я, преподавая тупым училкам старших классов, зарёкся использовать слово "доказательство". Давайте я вам объясню, почему это так... А вот ещё другое объяснение есть, ничуть ни хуже предыдущего.

Reply

nikaan November 17 2019, 18:09:18 UTC
топология, конечно, эзотерика, но что-то студенты уметь доказывать должны (иначе что их спрашивать на экзамене)

Reply

buddha239 November 17 2019, 18:56:03 UTC
А почему, собственно, эзотерика? Мне кажется, очень даже центральная математика.:)

Мне кажется, те доказательства, которые за одну пару не расскажешь, лучше пропустить - если внутри нет симпатичных лемм.

Что касается цели, то одна из основных задач алгебраической топологии - посчитать гомотопические группы сфер. Решить ее, видимо, невозможно - но в имеющихся попытках много важных вещей возникает.

Reply

xgrbml November 17 2019, 19:33:32 UTC
Это в науке. А при обучении, как по мне, главная задача - научить их грамотно работать с гомологиями и когомологиями, чтоб понимали, что можно, а что нельзя. И для этогонужны точные формулировки. Как мне сейчас кажется, "кухню" надо рассказывать в том объеме, чтоб можно было дать формулировки (как минимум).

Reply

xaxam November 18 2019, 13:14:44 UTC
Я иногда практикую "последовательные итерации", давая определение. Сначала даёшь "интуитивное определение", скажем, симплициального комплекса, начинаешь с ним как-то работать, а потом по мере необходимости уточняешь детали, когда возникают двусмысленности или проблемы.

Reply

xgrbml November 18 2019, 13:40:56 UTC
В случае именно с симпл. комплексом я бы, наверное, сначала дал (сразу строгое) определение конечного комплекса (и поработал, да) - там топологию очевидной метрикой можно задать. А затем определил бы (тоже строго) произвольный.

Reply

a_konst November 18 2019, 12:08:47 UTC
Все-таки студенты МКН - не тупые училки, а, прямо так скажем, другая крайность спектра.
Уж кому-кому, а как раз им более чем всем другим ученикам имеет смысл доказывать.

Reply

xaxam November 18 2019, 12:24:55 UTC
>>> имеет смысл доказывать ( ... )

Reply

a_konst November 18 2019, 12:33:02 UTC
Совершенно согласен. И тоже о чем-то таком думал вчера вечером, когда только прочитал пост Никиты. Но только ведь это совсем о другом, чем вопрос, говорить ли слово "доказательство".
Этим студентам все это можно рассказать совершенно честно, и про частные случаи, и про сложности доказательства общего случая.

Reply

nikaan November 18 2019, 12:36:20 UTC
... и возвращаясь к исходной теме, я сам не знаю всех технических деталей, хуже того, то, что считал очевидным, часто таковым не является. Но это, впрочем, уже мои проблемы исторического меня, а не методики преподавания.

Reply

xaxam November 18 2019, 12:49:46 UTC
Пример. В курсе "Анализ на многообразиях" я часто ссылаюсь на лемму Сарда, что мера критических значений гладкого отображения равна нулю.

Для одномерного случая это доказывается элементарным подсчётом, требующим двух минут удосочного времени, а полное доказательство, да ещё с уточнением, какого порядка гладкость нужна, - я сам никогда во всех деталях не разбирал :-( но тем не менее ещё за две минуты я объясняю, почему общий случай не требует привлечения новых идей, только более запутанных вычислений, - и ставлю точку. Мне нужен результат и интуиция/понимание, откуда он берётся, а ничего поучительного в сложном доказательстве для моих дальнейших целей нет.

Reply

a_konst November 18 2019, 12:54:24 UTC
Отличный пример!

Увы, у Никиты проблема, если я правильно понял, в том, что ему самому, чтобы понять, с какими фактами так можно и нужно поступить, а с какими не стоит, нужно едва ли не больше времени и сил прямо сейчас, чем для того чтобы просто разобраться с доказательствами в полной общности.

Reply

nikaan November 18 2019, 12:34:05 UTC
а к экзамену-то что тогда учить? Вот я студент, готовлюсь к экзамену, и не понимаю -- то ли мне надо самому разбирать все оставшиеся детали, то ли нет.

Reply

xaxam November 18 2019, 12:42:44 UTC
Это - головная боль экзаменатора ;-)

Я все свои экзамены даю вот уже много лет в одной и той же стандартной форме - листок с дюжиной задач на месяц домой. Каждая задача - доказательство какой-нибудь интересной теоремы, не вошедшей в курс, разбитое на подпункты, посильные для самостоятельного решения.

Соответственно, у студента тоже нет вопроса, как готовиться к экзамену, и что разбирать, а что нет.

Но, правда, число экзаменующихся невелико - меньше десятка всегда, и они почти всегда честно не списывают друг у друга. А некоторые, сообразив и найдя нужную теорему (с другим доказательством) в книжке, честно пишут: - мол, другое доказательство нашёл, прочёл, но вот тебе решение твоих пунктов. Зачитывается за полноценное решение, а чо.

Reply


Leave a comment

Up