(no subject)

Mar 10, 2013 14:26

1. Недавно все почему-то Сталина вспоминали. Сразу - совет политическим активистам: если не хотите культа Сталина, то надо вешать в автобусах плакаты с, скажем, Николаем II. Или одним из Александров. На худой конец - Грозного, Столыпина, Александра Невского, Мономаха. И вливаться с ними в коммунистические процессии. Там такая бабушка с портретом Сталина - и рядов Вы с Николаем. Вряд ли побьют. Зато сфотографируют. Если же вас тошнит от всех политических деятелей России - подавитесь тапком.

Я понимаю тех, кто восхищается Сталиным как сверхчеловеком - построил империю, все всех резали, а он сверху до самой смерти.

Остальное же мне кажется логически противоречивым - при его правлении до войны народ вырезали и содержали в страхе, во время войны совсем не берегли. Если считать, что это не Сталина вина - то он никакой не деятель, а пешка в руках судьбы, чего тогда ему радоваться. Если деятель - то ответственный за всё, конечно. Заслуги ему ставят какие-то в оправдание - в Европе всё то же случилось. А если считать, что в России прогресс возможен только массовыми репрессиями, то задолбайтесь тем же тапком.

2. Швейцария мне кажется единственным местом, где можно почувствовать себя просвещённым европейцем 19в. В итальянской деревне тоже можно - но не просвещённым. В Париже, Риме можно просвещённым - но не 19в. Старые большие европейские города населяют глобализовавшиеся общечеловеки. Маленькие кажутся мёртвыми и застывшими - где прогресс и просвещение?

Объясняется это тем, что Швейцария очень маленькая - но с движухой, деревня есть и недалеко, культура тоже (Женева вот от Руссо постоянно тащится.)

Швейцария! благословеннный край!
Ты научила одиночеству, что значит:
Узнать себя, найти причину жить из самого себя...
И, кажется, как можно то же знать иначе?

На горизонте горы, видно далеко и чисто;
Так вечность каждый день начнёт о чем-то значить,
А что снаружи - то же и внутри, смотри:
Одни и те же цели и задачи.

Обычно стишки у меня на какие-то метафизические и рефлексивные темы, когда влом писать длинно. Тут напишу.
Цитата из Томаса Мертона: "“When society is made up of men who know no interior solitude it can no longer be held together by love: and consequently it is held together by a violent and abusive authority. But when men are violently deprived of the solitude and freedom which are their due, then society in which they live becomes putrid, it festers with servility, resentment and hate.”"

Одиночество не позволяет впадасть в das Man (ср. http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/041.html ) и лишает опоры социального. Глобально это грустно дла большинства, пожалуй, но в качестве привывки - как и пишет Мертон - по идее необходимо. Это же касается рефлексии научных работников и студентов (по опросам большинство аспирантов страдают от того, что у них не получается, или что им неинтересно, или что занимаются бессмысленным. Сразу это не видно - но если поспрашивать, это общая проблема, с которой живут). Вот об этом первые четыре строчки, первая - про то, что это про меня, а не вообще, вторая задаёт тему, третья объясняет пользу, четвёртая перефразирует Мертона.

Второе четверостишие посвящено Швейцарии же, и влиянию окружающего мира и природы на личность. Тут везде горы и озёра, и перспектива всегда очень объёмная. В России в средней полосе мир маленький - есть вправо-влево-вперёд-назад, метров 50, и небо. Итого мир дуальный - земля vs небо, и каждое из них плоское. В степи то же. Немного интереснее, когда горки и овраги - появляется трёхмерность, хотя и маленькая, за это я люблю Карелию.

Здесь же всё трёхмерно - из равнины видны горы, с гор - равнину. Воздух чистый, видно очень далеко. Мир получается целостным и очень большим, кроме того есть несколько перспектив. Это первая строчка. Вторая про влияние на характер. В горах всегда ощущаешь вечность чаще - дерево или дом живут сравнимо с тобой, гора - в тысячи раз дольше. И это, вместе с перспективой влияет на характер - сложно выразить как, но чисто лично это всегда заметно, люди из разных ландшафтов разные. Третья строчка это резюмирует, и третья и четвёртая вместе говорят стандартное клише о мыслях и окружении, тут неявно присутствует социум (без него нет ни целей, ни задач).

Ну и плюс тут игра на перенасыщении фонетики звуками ж, ч, ш, с, ц. Так получилось, это нифига не символизирует, шипящие как-то больше про активность, резкость, отторжение - что здесь никаким боком. Рифма на чётные строчки вообще одна и та же, даже с повторами, в нечётных - внутренняя, когда вообще есть. Да, есть слово "смотри" - оно вообще ключевое, это как метод доказательства у Пифагора, так основной процесс в стишке - смотреть на горы, смотреть внутрь себя. И это не созерцание, это деятельное смотрение (как в небо - для нравственного закона).

3. Сравним. (Лк 22:19 сié éсть тѣ́ло моé, éже за вы́ даéмо: сié твори́те въ моé воспоминáнiе. сие есть тело Мое, которое за вас предает­ся; сие творите в Мое воспо­минание. τοῦτό ἐστιν τὸ σῶμά μου τὸ ὑπὲρ ὑμῶν διδόμενον τοῦτο ποιεῖτε εἰς τὴν ἐμὴν ἀνάμνησιν) и известное

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.

Во-первых "творите" по гречески тут именно ποιεῖτε  (от которого слово поэт и поэзия). То есть это творение не в смысле просто делание (скорее create чем make).

Во-вторых, "за вас предает­ся" правильно передаёт время (как и другой перевод). Это не единожды "дадено", а длительное время. То есть Мандельштама, в принципе, при желании можно интерпретировать в этом ключе (это Тело - дано ему, и единое с одной стороны, и его - с другой).

В-третьих, ὑπὲρ ὑμῶν  (хипер хюмон)- за вас - "сверх" вас - для защиты вас, покрытия (гипер=поверх), и некий оттенок "вам" всё равно остаётся.

Мандельштам, конечно, вряд ли имел эту аллюзию - он о обычной телесности, такой, гештальтовой, но забавно - играя словами, он именно что ποιεῖτε εἰς τὴν ἐμὴν ἀνάμνησιν  (поэтэ ейс тэн эмон анамнезин) тем более, что мотив памяти в стихе тоже важен.

И тут от Мандельштама и причастия, при желании можно сразу перевести разговор снова на Сталина =)))

религия, греческий, феномен, стихи

Previous post Next post
Up