Театр для людей

Oct 23, 2024 12:17

Меня всегда немного (а порой и много) коробило от деления репертуара на "для критиков" и "для зрителей". Подчеркиваю, именно в таких формулировках, а не, например, на развлекательный и серьезный.

В жизни не была против развлекательного репертуара. Да, есть авторы и пьесы, которые мой внутренний барометр задвинул бы поглубже на полках, но в конечном счете все равно все сводилось бы к конкретным постановкам - режиссерским решениям и актёрской игре. А хорошенько посмеяться или поплакать в театре кто ж не любит?



Так вот я-то всегда была за изящнейшую и точнейшую формулировку Джорджо Стрелера - "театр для людей". Чтобы для всех. И что важно - в этом "для всех" речь не идет о понижении планки. Совсем наоборот. Театр, в котором каждый может увидеть, почувствовать, найти что-то свое и перейти на следующий уровень понимания. Театр, который подпитывает и сердце, и голову, а уж пропорции этой подпитки зависят от каждого из нас. Причем любая пропорция - будет именно для нас самой точной и самой верной.

Этой же игре не на понижение следовал и Жан Вилар, когда строил уже свой театр. Когда в 1947 году вдруг повёз свои спектакли из Парижа в маленький (60 тысяч жителей не набиралось), совсем не театральный городок. На следующий год снова поехал, потом опять, потом позвал ещё спектакли друзей... И какой театральный человек сегодня не слышал об Авиньонском фестивале? Тем временем сам Авиньон за эти годы, конечно, подрос, но количество жителей по-прежнему не превышает сотни тысяч.

И Вилар, и Стрелер, создавая свои театры, понимали очень важную вещь - своего зрителя надо воспитывать. На самом деле, это понимают почти все. Но, что отличало Жана и Джорджо, они знали, что это возможно. Подчёркиваю, не верили, а знали. И делали. Не случайно их театры с первых шагов создавались как своеобразные образовательные кластеры. Перед спектаклем можно было послушать увлекательный рассказ о драматурге и пьесе, которую предстоит увидеть. После - добро пожаловать на обсуждение спектакля.

И ведь такая потребность у публики не исчезает. Например, сейчас на фестивале всегда находилось несколько зрителей, которые спрашивали, можно ли остаться на обсуждение. К сожалению, приходилось говорить "нет", потому что обсуждения на труппе и на публике - слишком разные жанры. Но, в принципе, особенно, при наличии спроса, любому фестивалю, собирающему под своим крылом очень разные стилистически и жанрово спектакли, такие обсуждения пошли бы только на пользу. Где-нибудь днем, на следующий день после спектакля. Или, для начала, один раз за весь фестиваль в выходной день - чтобы поговорить об увиденном. Обратить внимание на какие-то мысли, детали, оставшиеся не замеченными.

Простите за личный опыт, но как это бывает круто, когда вдруг, спустя время после подобного обсуждения, тебе пишет зритель и взахлеб рассказывает о новом увиденном спектакле. О том, что сумел в нем понять и разгадать. И главное, какую испытал от этого радость. Ведь радость даже самого крошечного, но собственного интеллектуального открытия мало с чем может сравниться.

Тут, к слову, очень интересно бывает вместе смотреть спектакли в записи - благо их после ковида скопилось множество в мировой сети. Особенно это удобно, когда живешь в небольшом городе. Да и в большом подобного разнообразия режиссерских стилей и систем не всегда отыщешь. А здесь - такая возможность для практики!

Ведь чем хорош театральный зритель небольшого города? Он априори очень любит свой театр и доверяет ему. А значит, этого зрителя можно утаскивать с собой в любое увлекательное путешествие. Он с радостью пойдёт. И научится видеть что-то еще. И станет зрительски счастливее.

Когда делят спектакли на "для людей" и "для критиков", часто забывают, что критики - тоже люди. С теми же чувствами, эмоциями , желаниями. Мы просто видели больше живого и настоящего, которым страшно хотим делиться с теми, кто не видел. Кто не успел получить нужную прививку.

Сами люди во всех городах ведь очень похожи, а зрители различаются. Но различаются они не потому, что другие изначально, а потому, что им не дали возможности пойти в "зрительскую школу". Оттого-то один и тот же спектакль в разных городах так по-разному звучит и воспринимается. Для одних сходу становится любимым, для других оказывается скучным и неподъёмным.

Давайте все вместе учиться, а? Это же так увлекательно. Особенно, когда дело происходит в театре.

Тем более, что у нас у всех есть общая точка отсчета - актёры. Мы можем не принять спектакль, решить что он сложен или бессмысленен, но мы не сможем не увлечься живой актерской работой. В Мичуринске в последний день фестиваля - случайная встреча - зрительница рассказывает каким непонятным, странным, сумасшедшим, дурацким был спектакль "Сон в летнюю ночь". Как они с друзьями обменивались о нем бесконечными звуковыми сообщениями (прекрасный, к слову, звоночек - вот она потребность понять) , чтобы увериться, что большего бреда в своей жизни не видели. А потом последовала пауза и:

...но там была одна роль... чёрненький бесёнок - смотрела бы и смотрела!..

И ведь не поспоришь - сама смотрела бы и смотрела 😊. Но, не уедь орловский спектакль сразу домой, на него могли бы вернуться даже те, кто не досмотрел его в первый раз. Одни - чтобы всё-таки попробовать понять (это неистребимо в части зрителей), другие - чтобы еще раз увидеть "бесёнка", а третьи - потому что услышали столь противоречивые впечатления. И вот уже жизнь спектакля обрастает своим зрителем. А рядом появляется другой спектакль. И зритель после первой прививки "бредом" уже немножко иной и готов к чему-то иному. Так и живём.

профессиональное, Стрелер, Вилар

Previous post Next post
Up