Лаборатория "Живая классика". Коми-Пермяцкий драматический театр, г. Кудымкар

Aug 14, 2023 02:53

Участники:
Владимир Билык - "Снегурочка" Островского и Римского-Корсакова;
Филипп Шкаев - "Шинель" Гоголя;
Фамил Джавадов - "Недоросль" Фонвизина;
Дмитрий Кириченко - "Спойлеры" Клишиной;
Александра Кохан - "Чайка" Чехова.

И снова жанр - ночные путевые заметки по дороге домой.

Лаборатория школьных уроков. Пять уроков и четыре перемены, из которых одна обеденная. Почти стандартный школьный день второй смены. Почти, потому что весь этот день был посвящён одному лишь предмету - литературе. Островский, Гоголь, Фонвизин, Чехов и современная повесть - сборник кратких пересказов глазами школьника.



Мы - публика, среди которой критики, школьники, учителя и преданные театральные зрители, - оказались разделёнными на два класса. 10а и 10б. Каждый в своей последовательности побывал на каждом из пяти уроков, а актёрам пришлось провести их дважды.

Да, место действия, его нетеатральное пространство - здание реальной школы с её классами, крыльцом и корридорами. Причём школа начальная, в которой, с одной стороны, ощущаешь себя Гулливером, а с другой испытываешь щемящую ностальгию по собственному школьному прошлому. Очень счастливому.

Пространство каждый из режиссёров обыграл по-своему. Один сделал попытку вписать героев своего произведения в школьную реальность; другой открыто заявил принцип интерактивного урока; третий создал вполне традиционный театральный спектакль, лишь ограниченный пространством перед доской и временными границами урока; четвертый, предпочтя факультативное занятие перемешал зрителей и актёров, сорганизовав их почти в команды потенциального квиза по страницам увлекательной классики; пятый отправил публику в бродилку по границам современного искусства и вписанной в него истории персонажей, по сути, совсем не привязываясь к непременно школьным пространствам.

Обычно лаборатория подразумевает создание эскиза, но "Живая классика" этого года сразу призывала к законченному произведению. Урок - 45 минут. За 45 минут режиссёры должны были не наметить возможные векторы решения, но рассказать и показать законченную театральную историю. А потому две из пяти работ, которые на обычной Лабе могли бы обещать интересное развитие при переходе от эскиза к полноценному спектаклю, здесь оказались просто неразрешенными и недоработанными. В одной режиссёр наметил слишком много тем и линий, каждая из которых обещала интересный спектакль, но каждая из которых внутри одного урока, не складывалась в законченную картинку. В другой режиссёр выбор сюжетной линии сделал как раз-таки очень внятный, но выбором этим лишил препарируемое произведение его сложности и глубины.

Трое оставшихся режиссёров преодолели "препятствие сорока пяти минут" каждый по-своему. Один - беспроигрышным (в своём талантливом воплощении) вариантом сторителлинга. Другой - отбором из выбранной повести того количества пересказов и комментов к ним, которые как раз заполнили бы время урока. Третий - продуманным выделением единственной сюжетной линии и обогащением её за счёт углубления наиболее будоражещей темы этой линии.

Безусловно, любая лаборатория на то и лаборатория режиссуры, чтобы говорить в первую очередь о режиссёрских концепциях и решениях. Но столь же безусловно, что любая лаборатория - это ещё и время актёрских открытий. Даже если ты знаешь труппу, всегда интересно увидеть её глазами режиссера-неофита для этого театра. А уж если труппу не знаешь, лаборатория - самое экстремальное и увлекательное пространство для знакомства, когда ты внутренне решаешь, хочется ли тебе продолжить знакомство. С труппой Коми-Пермяцкого театра хочется. Со всей труппой и с отдельными артистами. Чутким и трепетным дуэтом Анастасии Бражниковой и Андрея Минина - современных, искренних в своем взвинченном пристрастии к искусству Нине и Треплеве. Сочными и полнокровными в своей гротесковой характерности Галиной Никитиной и Александром Федосеевым, размашисто, но при этом многогранно прорисовавших своих Простакову и Скотинина. Обладающего странно-притягательной органикой Виталия Вычигина, сумевшего развернуть Башмачкина в широко завирающегося Хлестакова и схопнуть его обратно до ничтожного Акакия.

Так что удалась лаборатория. Пусть все замечания и подробности останутся на наших вчерашних обсуждениях, а сейчас в половине третьего ночи пора давать последний пока звонок :-)

P. S. К слову, прекрасно было бы продолжение подобной лаборатории, но уже на поле других предметов школьной программы (крайне удачный опыт на этой стезе Городского театра Нижневартовска мне в том порука). Давняя это моя мечта познакомить театр с занимательными книжками по физике, математике и другим более точным, нежели литература, наукам. По одной из таких книжек даже пьеса есть и радиоспектакль, в котором не гнушались играть Татьяна Пельтцер, Вера Васильева и Анатолий Папанов:-)

Коми-Пермяцкий театр, Билык, Шкаев, Фонвизин, Гоголь, Клишина, Джавадов, Кудымкар, Кохан, Островский, Кириченко, Чехов

Previous post Next post
Up