Когда "Коробка" Эдуарда Бордукова вышла в прокат, у нее были хорошие отзывы даже у критиков, которые обычно скептически настроенных по отношению к отечественному кинопроизводству. Я отметила себе фильм на будущее, но что-то меня в трейлере смущало. Не зря.
Друзья, любящие погонять мяч, обнаруживают, что их «коробку» во дворе заняли профессионалы. Те готовы освободить пространство - если любители их обыграют. Для ребят серия матчей становится проверкой принципов.
Хорошая задумка - решение национального вопроса через спортивную драму. К национальному вообще в отечественном кино редко обращаются (либо открытый национализм «Брата», либо невидимость проблемы в большинстве картин). Что хочет сказать режиссёр, становится ясно сразу (давайте жить дружно). Совершенно правильный, но прямолинейный посыл. Поэтому интереснее становится, как это будет донесено. В спортивных драмах про командные виды спорта (пусть даже команды состоят всего из 3-4 человек, как в дворовом варианте) часто достаточно противостояния двух компаний с предварительной раздачей моральных характеристик - одни «хорошие», другие «плохие». Хорошие во время игры становятся вообще прекрасными, а плохие вовсю злодействуют. А в этом фильме обе команды хорошие, и свои лучшие качества (искусность кавказских ребят и настойчивость условно русских) надо продемонстрировать на фоне откровенных плохишей-скинхедов. Скины в итоге оказываются тупыми маргиналами, за которыми народ не идет, а дворовая Россия - по-прежнему союз нерушимый, в основе которого закон и порядок в штатском. Идеалистично, но имеет право на существование.
Что с этой задумкой не так? Да хотя бы самое начало конфликта: взрослые профессиональные футболисты оказываются настолько ранимы, что из вредности занимают площадку оскорбивших их малолеток? И в ясном уме продолжают рисковать карьерой в случае получения травмы на ровном месте? Сложно представить себе такой слабый мотив. Разнообразные мелочи добивают остатки достоверности фабулы. Когда речь заходит о мигрантах и сферах, где они массово встречаются, Кавказ начинают путать со Средней Азией (хотя в титрах даже заявлен «консультант»). Двух подростков надолго оставляют родители, но у детей квартира идеально прибрана, интернет оплачен и, судя по всему, полон холодильник. Бытовой национализм побеждается одной фразой авторитета из старшего поколения. Чем дальше, тем сказочнее становится сюжет. Слабые женские персонажи уже не удивляют.
В итоге просмотр сам становится «матчем» между здравым скепсисом и зрительским удовольствием от небольших находок комедийного толка, вроде отдельной сюжетной линии с болельщиками-малышами (ну да, детская непосредственность - известная манипуляция, но здесь она разбавляет значительность морали).