дорожный триллер

Aug 07, 2024 14:17

Еще первоклассное из июльских просмотров - "Дуэль" Спилберга, тоже с подачи мужа.



Мистер Манн спокойно ехал на деловую встречу. Не поделил дорогу с дымящим бензовозом. Обогнал его и решил, что конфликт исчерпан. Но вскоре мощная машина его атаковала.

Смотрится на одном дыхании, хотя бы потому, что сценарий выстроен канонически: проблема (агрессивное пересечение двух машин на дороге), вариант решить ее старыми способами (переговоры в баре), удвоение ставок (увеличение скорости, угроза для своей и чужой жизни), решить старыми на новом уровне (урегулирование извне - звонок в полицию), вынужденный переход к новым решениям - кульминация конфликта (принятие условий гонки, а потом и навязывание своей стратегии), финал с итоговой трансформацией.



Классовый ракурс старорежимных критиков (и сейчас периодически встречается): противостояние "белого воротничка" и презираемого им работяги. Не без этого: машина у Манна приличная для человека, спешащего на переговоры, не пыхтящая копотью, даже детям он не разрешает к ней прикасаться, чтоб не помяли. Бензовоз же явно видавший виды - и с занятными деталями вроде прикрученных многочисленных номерных знаков (на КП пишут: «По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате»). Капиталистическое чистоплюйство напоролось на пролетарскую недоброжелательность.

Голенпольский («США - кинематограф 70-х») так вообще обобщает всё: «…встреча двух машин на узком полотне шоссе становится символом конкуренции, смертельной борьбы, насилия, которое все с большей и большей силой охватывает американское общество». Через полвека символ не устаревает и уж точно одной Америкой не ограничивается.



Сейчас же очевидна параллель с «Соломенными псами», если рассматривать сюжет с гендерного ракурса. В начале заявляется тема «настоящего мужчины». Нет Мужчин; они либо превратились в домохозяек (звонок на радио - стыд слушателя за собственную феминность), либо не способны агрессивно отстоять свои границы (жалоба жены Манна, которая подверглась абьюзу в присутствии бездействовавшего мужа). Мужчин такими сделала современная цивилизация. Теперь они способны лишь общаться с психиатрами, вести переговоры, ну или обращаться к полиции. Т.е. спорные ситуации проговариваются либо их урегулирование делегируется кому-то извне. Столкновение на дороге погружает героя, по его словам, в «первобытные джунгли», т.е. смывает всё цивилизационное. Через страх, через отрицание боязни смерти просыпается как бы изначальная, присущая мужчине по природе агрессивность. Только она ведет не к самоутверждению, а к саморазрушению. Так герой на себе познал влияние токсичной маскулинности (если сравнить итоговое состояние Самнера в «Соломенных псах» с самочувствием Манна, то степень их взвинченности и пренебрежения к жизни будет совпадать).

#10фильмов, крупным планом, королева в восхищении, кино, #летниедни

Previous post Next post
Up