Вдогонку к уже просмотренной анимации вспомнила свой давний текст про "Помутнение" Ричарда Линклейтера, немного официальный, но всё равно про
любимое.
Произведения Филиппа Дика - одни из самых экранизируемых фантастических вещей периода «новой волны». Случилось так, что, не будучи наследником «твёрдой» научной фантастики, писатель не ограничивал темы своих произведений какой-то одной тематической или жанровой областью, переплетая в своих романах и повестях научные допущения и психологические эксперименты, щедро снабжая их фактами из своего непростого жизненного опыта.
Дик часто выдвигал в главные персонажи героев, стоящих на распутье. Так же он по-ступил и в романе «Помутнение», выделив в компании наркоманов самого на первый взгляд уравновешенного человека - Боба Арктора, который на самом деле является полицейским под прикрытием, понемногу теряющим связь с реальностью.
Ричард Линклейтер, известный своей предыдущей независимой анимационной работой «Пробуждение жизни», не пошёл по тому пути, который обычно выбирают режиссёры, работая над книгами Дика - создавая дополнительные интриги или смещая акценты на действие в духе боевика. Этот режиссёр остался верен фабуле первоисточника: обрисовке будней обычного притона, в котором потребляется самые разные наркотики. Арктор следит за постояльцами, но постепенно, становясь всё больше зависимым, перестаёт доверять собственному мнению.
Применяемая Линклейтером техника съёмок существенно меняет зрительское восприятие фильма. Это ротоскопирование: вначале фильм снимается на обычную плёнку, а потом происходит процесс последовательной обрисовки кадров. Подобный метод известен с начала прошлого века: его применяли братья Флейшеры и Уолт Дисней, Иван Иванов-Вано и Михаил Цехановский. У данного метода есть одно существенное преимущество: при создании фильма аниматору не нужно добиваться нужных движений персонажей методом проб и ошибок. Однако складывается впечатление, что в «Помутнении», как и в более ранней работе «Пробуждение жизни», Линклейтера это преимущество интересовало в меньшей степени. Он не стремился создать уникальных рисованных героев на основе зафиксированной на плёнку человеческой пластики. Напротив, он всячески подчёркивает черты портретного сходства, чтобы зрителю легче было угадать того или иного актёра. Тогда в чём же смысл применения этой техники?
Пойдём «от противного»: представим, что «Помутнение» - это обычный игровой фильм, изображающий героев и их действия в некоей физической реальности. Но периодически в неё вторгаются совершенно выдуманные элементы: наркотические галлюцинации, субъективное видение персонажей в моменты изменения их сознания, причудливый маскировочный полицейский костюм, не дающий установить личность носителя. Убрать эти детали из повествования невозможно: они являются частью стиля и жанра экранного текста. Другим вариантом было бы использование спецэффектов (двойной экспозиции, компьютер-ной анимации). Правда, есть опасность, что в этом случае такие вставки, как бы точно они не были сделаны, выглядели бы инородными по отношению к запечатлённым кадрам и нарушали бы зрительское восприятие созданной художественной условности.
А в том варианте, который мы сейчас имеем в качестве конечного, выдуманное и реальное, благодаря ротоскопии, находятся в одной плоскости. Между ними не могут провести границу ни персонажи фильма, ни зрители. Психологический детектив становится фантасмогоричным, но в этом нет ничего забавного, напротив, это качество добавляет в сюжет трагическое предощущение. И это совпадает с целью Филиппа Дика, который намеревался создать книгу-предупреждение и книгу-память, о всех тех, кто решил, что можно безнаказанно открыть «двери восприятия».
Ротоскопирование создаёт взаимопроникновение реальностей, и это позволяет проводить параллели с другой современной опасностью - погружением пользователей в виртуальную реальность. Потеря связей с окружающими, разрушение личности, умственная деградация - вот через что прошёл Боб Арктор. Режиссёр не занимается морализаторством, но имеющий глаза да увидит. Не стоит относится к анимационным фильмам как к несерьёзным, детским произведениям. Они могут помочь зрелой аудитории задуматься о существенных вещах.