кино мая

Jun 04, 2024 22:11

Май оказался месяцем удивительных открытий. Давно я не была так счастлива после просмотра)) Давно не бегала по кинотеатру в поисках киномеханика, который должен был бы наладить в зале звук. Давно не смотрела столько красивых созерцательных фильмов.
Муж устроил нам кинопутешествие по Южной Америке, с юга на север. Если в стране хоть мало-мальски живо кинопроизводство, то мы к нему приобщались. Даже по названиям фильмов заметно, что мы всё время двигались, наблюдали за горами, морями и песками. Тут я в очередной раз пожалела, что на Кинопоиске отменили карту просмотров - сколько интересного нового было открыто!



Ветер. 5. Трое молодых большевиков прорываются в Москву на съезд коммунистической молодежи. Ехать приходится по тылу «белых». Попутчиками внезапно оказываются беспризорник и проститутка. *Революционный сюжет, логика поступков героев, авторский диктат бестолковы и смехотворны. Фильм мог бы поспорить с «Неотправленным письмом» за звание самого бессмысленного, но красивого опуса «оттепели», но Добронравов всё-таки не Урусевский, хотя очень старается сделать красиво из ничего.

Ночной экспресс. 5. Шайка похищает состоятельного вида молодую пару и требует у их родных денег. Похитители рассчитывают уже днем получить всю сумму, увеличить ее, распродав наркотики, и наконец-то зажить припеваючи. *Краткие характеристики, которые выдаются главным персонажам в начале крупно вредят просмотру: сразу можно предсказать, между кем возникнет конфликт и наиболее вероятные варианты финала. В таких случаях положение спасает стиль, «как», а не «что». Ну, наверное в год выхода фильма «новое насилие» и легкая квирность сюжета кого-то еще могли удивить или обескуражить, однако сейчас они выглядят немудреной провокацией.



7 ящиков. 6. Виктор хочет получить мобильный телефон. И попасть в телевизор. И то, и другое трудно сделать, если ты - всего лишь подросток-грузчик на парагвайском рынке. Но деньги можно получить, работая на тех, кто в тени. *Не поняла, почему в каждой второй российской рецензии на фильм встречается слово «обаятельный» (по отношению и к сюжету, и к игре актеров). Неужели можно считать очаровательными декорации рынка-толкучки (привет из 1990-х)? Или относить к привлекательным главного героя, настырного, но туповатого? Или считать неотразимой «лихо закрученную», а на самом деле - искусственно нагнетаемую интригу с постоянным поиском ящиков и их удержанием? Упор на реальность мешает стать фильму аккуратным криминальным экшеном. *Единственное, что любопытно - наблюдать за женскими персонажами, адекватными, находчивыми и отзывчивыми. Неужели это результат того, что режиссёров (и авторов сценария) двое и каждый отвечал за знакомую гендерную модель поведения?

Подводное течение (2009). 6. В рыбацком поселке никто не знает, что у Мигеля, кроме беременной жены, есть еще одна страсть. А если бы прознали, что это художник Сантьяго, так вообще бы все отвернулись. Но Сантьяго пропадает, и никто не догадается. Может быть. *Не зря в сюжете есть героиня по имени «дона Флор». Также у героя есть неудержимая тяга к призрачному и неудовлетворенность нынешней реальностью (только уход в другой мир обставлен негативом, а потому срабатывает как проклятие). Но там, где фабула Амаду заканчивается, в перуанском фильме только второй акт начинается, потому что квир-составляющая меняет социальный ракурс. Какой «треугольник» или измену в патриархальном обществе можно считать приемлемыми? И как правильно закончить отношения: забыть, раскаяться в них или иметь гордость признать их? Ответ предсказуемый, но через стадию утверждения азбучных истин, наверное, все страны с молодой демократией прошли (но кто-то не удержался и вернулся к мракобесию).

Магальянес. 6. Кто-то шантажирует сына бывшего перуанского полковника, участвовавшего в подавлении левого восстания. Полковник год держал в плену местную несовершеннолетнюю девушку. Теперь она стала владелицей убыточной парикмахерской и ей бы не помешали деньги. *Протагонист - явный антигерой. Он не садист, в отличие от своего бывшего сослуживца, не бессердечный карьерист, в отличие от сынка полковника, живет скромно. Но действует по принципу «а что такого?». Устроить шантаж, украсть человека, прийти, смущенно улыбаясь, к жертве насилия - и каждый раз найти для своего поступка эгоистичное оправдание. Что плохо: персонаж никуда не трансформируется и автор ему сочувствует. Демонстрируемые неприкаянность, нелепость, самолюбивая искренность становятся в тот же ряд оправданий действий, что и «я просто выполнял приказ».

Сексназ капитана Пантохи. 6. По роману М.Варгаса Льосы «Капитан Панталеон Пантоха и Рота добрых услуг» (не читала). Армия Перу страдает от отсутствия женщин, многие идут на изнасилования. Командование решает проблему административно - через формирование особого ублажительного подразделения. Возглавить его должен образцовый офицер. *Наверное, в хорошей экранизации текст и визуал находятся в гармонии. Настроение слова созвучно строению кадра и игре актеров. В этой картине сильнейший рассинхрон. Чувствуется, что текст - про абсурд жизни, про нелепость решения эротических терзаний солдат бюрократическими методами. Чистая трагикомедия, конфликт которой основан на противопоставлении сухости отчетов о работе роты и огня страсти, настигшей бедного капитана. На экране же сурьезная драма с уходом в эротику и непременной объективацией.

Синий лангуст. 6. Секретный агент хочет узнать тайну появления рака необычного цвета в одной деревеньке. Но главный экспонат крадет кошка. *Ждёшь чего-то сюррного (ну а как еще, если лангусты?), а получаешь скорее «новую волну»: выход в реальность, документирование жизни, детская тема. Любопытно, что в сценарии было от Маркеса?

Как это далеко. 6. Надежда и Печаль пробираются по Эквадору, чьи дороги пусты из-за забастовок индейцев. Та, что постарше, любит путешествовать и гоняется за достопримечательностями. Та, что помладше, хочет остановить свадьбу своего виртуального друга. *Непритязательное роуд-муви с почти характерным женским взглядом: сёстринская помощь присутствует, скептический взгляд на мужскую часть человечества тоже. Вроде, и трансформации у обеих героинь есть, но предвидеть их можно было в самом начале фильма.

Великая магия. 6. По пьесе Эдуардо де Филиппо (не читала). От ревнивца Калоджеро сбегает жена, но помогавший ей фокусник уверяет, что женщина спрятана в шкатулке. Однако обманутый муж не решается ее открыть, ведь для этого нужно искренне верить в происходящую игру. *Очень тяжело дался сюжет, игра некоторых актеров (особенно Яковлева) и сама съемка, когда слишком бросался в глаза монтаж разных дублей.



Дозор на Рейне. 6,5. К вдове вашингтонского судьи после долгого отсутствия возвращается из Европы дочь с семьей. Никто ничего не знает про ее мужа, но он сам не скрывает, что главное его занятие - быть антифашистом. *При всем уважении к написавшей пьесу Хеллман было четкое ощущение, что сюжет придумывали с конца. Есть шантаж на очень крупную сумму денег. Что делает его таким значительным? Уровень высокой дипломатии. Как герои могут быть с ней связаны? Они сами не из простой семьи и живут в Вашингтоне. Что может быть целью такого шантажа? Политика. Так сделаем героя сторонником республиканцев в Испании (это же не так страшно, как быть коммунистом?). И дальше начинается развитие истории в ооочень респектабельном особняке, с ироничной перебранкой между хозяйкой и слугой-негром и с бывшим румынским дипломатом в гостях. Вернувшаяся домой Сара (Дэвис) в прелестном платье не выглядит женой декабриста. Её любимый, нищий искалеченный Курт («Оскар» Лукасу за роль), со своими левыми позициями выглядит в такой обстановке совершенно неуместно. Его конфликт с Теком де Бранковицем (румынское имя, вы серьезно?), возможно, ярко выглядел на сцене, но на экране был вымученным. А линию Марии де Бранковиц вообще сделали однообразной и бросили на полпути.



Путешествие к морю. 7. Компания мужчин в разваливающемся грузовике едет на побережье. Шофер горит желанием показать друзьям море. В компанию к местным напрашивается странный приезжий. *Уругвайский вариант «О чем говорят мужчины». Исключительно мужская разношерстая компания, даже без местной альтернативы Жанны Фриске. Трясутся в кузове, обсуждают простые вещи, но не слишком серьезно. Нет философствований, потому что картина - не арт-хаус, и режиссёр не считает деревенщин носителями высоких смыслов по умолчанию. Но нет и откровенной комичности, так что клоунами он их тоже не считает. Есть небольшая курьезность (источник которой - простодушный уборщик) и некая таинственность (из-за скрытности приезжего), но они никак сюжет не переворачивают. Скорее, служат обманками. Иногда роуд-муви бывает и таким: без арок, без судьбоносных встреч, зато с впечатляющими сменами ландшафтов.

Леди-призрак. 7. Инженера Хендерсона обвиняют в убийстве жены. Только его ассистентка верит в невиновность и пробует найти единственного человека, который может подтвердить алиби босса. *Классика нуара: заигрывание со светом и тенью, противопоставление миров (аккуратный четкий вертикальный мир престижа почему-то всегда в нуаре отягощен злом), страсти (ух, какой же здесь свинг!) и привет немецкому экспрессионизму (у Тоуна руки настолько же автономны, как и у Фейдта в «Руках Орлака»).

Поздняя весна. 7. Норико живет с пожилым отцом и не стремится замуж, ее всё устраивает. Однако ее тетушка обеспокоена: все сверстницы девушки уже семейные дамы, а кто-то уже и развестись успел. Начинаются поиски жениха и уговоры. *Интересно передано время и его влияние на героиню. Япония после войны, но о самой войне почти не упоминается. Культурные последствия видны только в повальной американизации (увлечение детей бейсболом, а девушек - модными заокеанскими журналами). Нежелание Норико строить свою семью на этом фоне можно было бы списать на эмансипацию, которую «надуло» в Японию. Но героиня никакая не суфражистка, а просто человек, комфортно чувствующий себя в сложившихся обстоятельствах, пусть ее положение в семье и сводится зачастую к «принеси-убери». Ее родственники поначалу выглядят консерваторами, для которых важно мнение окружающих, а замужество - важный пункт общественного одобрения. А потом - людьми, запускающими естественный процесс сепарации, жертвующими ради него собственным благополучием (Норико-то ему сопротивляется). В отличие от «Токийской повести» (третьей части т.н. «трилогии Норико») здесь режиссер никакую позицию не занимает и никого в качестве морального образца не выделяет.

Путешествия ветра. 7. Старый аккордеонист должен вернуть инструмент своему учителю. Ему предстоит долгий путь. За ним увязывается подросток, мечтающий стать достойным учеником великого мастера. Но тот не торопится передавать опыт. *Главными становятся темы творчества и ученичества. Фермин всё надеется, что его научат технике, передадут секреты, делающие игру Игнасио незабываемой. Но мастер косвенно наставляет его совсем в другом направлении: вдохновение нельзя получить при помощи магии; странствующий музыкант может быть известным, но неприкаянным; в ученики берут не всегда из-за выдающихся навыков. В итоге юноша понимает решение мастера также без слов. *Герои продвигаются по не самым богатым районам Колумбии, но сюжет обходится без социального подтекста: люди как живут, так и живут, никто в их невысоком уровне достатка не виноват.

Техасская резня бензопилой. 7. Компания Салли жарким днем подбирает автостопщика. Парень кажется безобидным, пока не выхватывает нож и не начинает резать себя. Его выталкивают из машины. Но кошмар только начинается. *Наверное, я какие-то слэшеры еще смотрела, кроме серии про Фредди Крюгера (вот авторы статьи в Вики считают, что «Разыскивающий» Фридкина - это тоже слэшер, хм). Но классику не видела. Замечательный пример сочетания простой фабулы и сложного сюжета. Что происходит с группой молодых людей: сначала их долго предупреждают об опасности, потом они по очереди сталкиваются с опасностью. Опорные точки (приезд на кладбище, знакомство с сумасшедшим, посещение заброшенного дома) не столько действие двигают, сколько нагнетают: на кладбище, возможно, произошло необъяснимое и пугающее; по радио всё время рассказывают о преступлениях; даже гороскоп ни для кого не благоприятен. Сцена ужина ничего не проясняет, никакой мистической или криминальной подоплеки не раскрывает, но кошмар вокруг Салли сгущается. Кажется, что такое напряжение героини невозможно сыграть, только пережить.



Все мои сыновья. 7,5. По пьесе А.Миллера. *Все смыслы сохранены: конфликт поколений (старшие, оставшиеся в тылу, - конформисты, младшие, прошедшие войну, - идеалисты), вина выжившего Криса и наивность нетронутого Фрэнка. Но показалось, что часть противостояний выезжает только на сильной отдаче одной стороны: Криса - но не его отца; матери - но не Энн. *В постановке практически нет нововведений, разве что пара Бейлисов представлена афроактерами (в пьесе по умолчанию все белые). Расовый вопрос это никак не обыгрывает, но делает из Сью Бейлис типичную big mama. Но с разнообразием лучше, чем без него.

Виски. 7,5. Комментарий тут.

Вверх. 7,5.Карл прожил долгую жизнь. Напоследок он решает обосноваться у водопада в Южной Америке. Вместе со своим домом, улетев на связке воздушных шаров, ненароком прихватив маленького скаута. И это только начало приключений. *Много смыслов как в лучшие времена. Нужно ли выполнять обещания? Конечно, особенно если они должны тебя порадовать (и можно вынести урок: не стоит откладывать долгожданные события на потом). Но на этом идея не прекращает развития, а переходит в подвыверт: что выбрать, если возникнет дилемма между личным обещанием и безопасностью другого? Ненавязчиво (ок, через стыд) дается понять, что эгоистом быть нехорошо. И в зависимости от этапа идеи оценивается образ летающего дома: сначала акцент на шарах - парящем вдохновении, способном унести прочь от рутины; потом - на внутренней части гостиной, ее наполненности значимыми для Карла вещами, которые, хм, не очень согласуются с навигацией, а в ключевой момент вообще оказываются важнее жизни нового друга. Опыт из вдохновляющего превращается в отягощающий, и создается этот образ без единого слова! *Претензии Масловой, что фильм разваливается на сентиментальную часть и приключенческую, вызваны, вероятно, чересчур бойкими действиями Карла, не соответствующими его возрасту, но необходимыми при смене жанра. Создатели это возмущение предчувствовали и предусмотрительно вставили замечательную комедийную пенсионерскую «схватку» с радикулитом и летающими челюстями.

Утама. 7,5. Комментарий тут.



Марс Экспресс. 8. Комментарий тут.

фантастика, радужный профиль, театр, гендерное, анимация, кино, календарь

Previous post Next post
Up