Продолжение кинопутешествия по Южной Америке - боливийская картина "Утама" Алехандро Лойаза Гризи.
Умник приезжает к бабушке и дедушке в надежде уговорить их переселиться из засушливого района в город. Дедушка изо всех сил противится, он считает, что достаточно принести жертву - и обязательно пойдет дождь.
Сюжет на первых порах формирует одни ожидания, а потом поворачивает так, чтобы ни одно из них не оправдать. Приехал внук со смартфоном, не понимающий языка предков и говорящий только по-испански? Ожидаешь, что начнется конфликт города и деревни, а в итоге парень честно пытается понять образ жизни старшего поколения. И если и конфликтует с дедом, то не из-за урбанистических замашек. Дед рассказывает об умирающем кондоре? Ну, ясна параллель, понятно, как сам старик покинет мир. А вот и нет, метафора остается только метафорой. Как и обряд вызывания дождя остается только красивым и жестоким ритуалом. Если в голове у зрителя есть связка «традиционное общество - магическое мышление» и допустимость чудес, потому что привычная цивилизация далеко, боливийские небеса бескрайни, а в кино возможно всё - то режиссёр над этой концепцией беззлобно подсмеивается и предлагает искать возвышенное в прозе жизни.
«Утама» переводится с языка кечуа как «наш дом».