кино апреля

May 11, 2024 14:38

Я немного страдала оттого, что придумываю всякие интересные ретроспективы, а в итоге мой личный список слабо продвигается. И решила в этом году часть своих месяцев посвятить тому, что давно откладывалось "на будущее". Как еще понять, что оно уже наступило?)



Тетрадь смерти (2006). 6. На основе одноименной манги (не читала, но смотрела аниме). *По сравнению с аниме - дешево и сердито. Перебивки - как в стандартном ТВ-шоу (сюжет не двигают, а только обозначают локацию). Демон Рюк вообще не понятно для чего нужен в сюжете. Он сопровождает Лайта как тень и лопает яблоки, но от комизма и загадочности аниме-версии ничего не осталось. Появление Мисы тоже сделано неуклюже.

Предчувствие. 6. Габриэль хочет получить интересную работу, а для этого в обществе будущего надо избавиться от лишних эмоций. Женщине не нравится постоянно жить в ожидании чего-то трагического, поэтому она соглашается. *На вопрос, зачем устраивать три разных сюжетных времени в несхожих жанрах, еще можно ответить: поигруньки с формой. Режиссёру кажется, что он удачно может изобразить и костюмную мелодраму, и современный триллер, и антиутопию. А мне показалось, что он насобирал всевозможные клише, продемонстрировал их добросовестно, но без фантазии. *Но форма - не беда. А вот сюжетообразующая концепция - это что-то странное. Избавление в будущем от эмоций происходит через чистку ДНК, а для этого надо погрузиться в прошлые жизни. WTF? Слишком сложная метафора для моего простого восприятия. Зачем соединять антиутопический штамп (общество без эмоций) с научной терминологией (ДНК), если способ исследования ситуаций, которые получаются в результате подобного союза, к рациональности и научности не имеет никакого отношения - и ни прогностичностью, ни предупреждением не обладает? Зачем превращать спокойных людей обязательно в равнодушных убийц? В итоге, героиня всю дорогу ищет драму, успешно ее находит, а безэмоциональный контролирующий искусственный интеллект оказывается прав: людям, которые носятся со своими предчувствиями, лучше не доверять.

Елена. 6. Елена хочет, что бы внук точно поступил на бюджет, но не благодаря знаниям, а при помощи взятки. Богатый муж денег на это давать не хочет. Значит придется заимствовать самой. *Как обычно у меня со Звягинцевым точек соприкосновения - ноль. Героиня - безрадостная прислуга (спит на раскладном кресле, в отличие от мужа; ставит будильник для раннего подъема и приготовления завтрака; заправляет мужу постель; выключает телевизор с его появлением на кухне), чувствующая себя позитивно только в убитой высотке, но не в чистом богатом доме. Она не улыбается мужу, но - сыну. Муж Владимир - человек при деньгах на пенсии - обобщенный серый «проклятый капиталист». Традиционно для данного режиссёра показываются только два подхода, радикализация мировоззрений, дуализм, который неизбежно приведет к конфликту. Никакого третьего пути, который Елена или Владимир (или зритель) могли бы рассмотреть в качестве альтернативы. Обожаю Звягинцева за эту драматургическую искусственность, которая между делом вступает в противоречие со стилевой реалистичностью (а последняя предполагает не только конкретность, но и разнообразность). *Интересно, это небрежность к деталям или всякие косяки так и задуманы? Например, Елена молится у иконы богородицы, к которой ее послали, о здравии мужа, но икона по своему сюжету - «Введение богородицы во храм» - вообще не о заступничестве или выздоровлении. Невестка ест арахис - можно ли кормящим матерям есть соленые орехи?



Автостопом по галактике. 6,5. По роману Д.Адамса (не читала). Артур теряет девушку своей мечты, свой дом и планету в придачу. Друг-инопланетянин спасает его в последний момент, и им предстоит долгое путешествие по разным планетам для восстановления справедливости. *Британская коммуналка и ребенку понравилось - что еще нужно для того, чтобы картина считалась хорошей?). Каждый актер - в своем амплуа: Фриман - активный простачок, Рокуэлл - приятный психопат, Чэнселлор - стерва. Ну разве что Рикмана не припомню в такой депрессии. Вроде, даже без знания содержания книги по сюжету всё было понятно, а дополнительный вставки «из путеводителя» выглядели разнообразными и затейливыми.

Пинк Флойд: Концерт в Помпеи. 6,5. Группа играет в античном амфитеатре психоделию и прогрессив. *Как я не была фанаткой Пинк Флойд, так ей и осталась. Исполнение без зрителей и с очень сосредоточенными музыкантами меня мало тронуло. Ну, хорошая концепция, по которой зрительские места заняло само Время со своими напоминаниями о субъективной конечности и всевозможных катастрофах, но это не та идея, которая будет откликаться в моей душе. Единственная приятность - узнавание тех песен, что были на концерте группы Ника Мейсона.

Шумный день. 6,5. По пьесе Розова (не читала, и хвала богам). В семье Савиных конфликт с утра пораньше. Невестка, видите ли, потребительница и мещанка, гоняется за редкой мебелью и не замечает высоких научных порывов мужа. *Из хорошего - определенно, игра Табакова. Сцена с рыбками - душераздирающая из-за искренности и эмоциональности. Правда, эти же качества сполна проявляются в других, более спорных сценах (например, в изгнании одноклассниц). И очень заметно, что за честность и идеализм авторы (и драматург, и постановщики) готовы персонажу простить слишком многое. Ну, еще арка Генки вменяемая - усилием воли от не совсем плохого человека до хорошего, но не слишком блещущего своими моральными достижениями, в отличие от Савиных. *Соответственно всё остальное плохо. Для чего в сюжете нужен еще один добродетельный средний сын, не понятно. Но это не серьезная проблема. А беда-то во фразе судьи-маман «лучше бы ты умер». Обычно такой фразой бросаются люди, живущие свою жизнь через других и рано или поздно доходящих до разных форм ксенофобии. Живет ли мать через детей? Да при ней сразу четверо разных возрастов, отпускать их она не намерена, ну и личные границы не уважает совершенно. Разговор о неприятии только внешне касается нарушений норм приличия - юношеского невоздержанного употребления алкоголя (и отказе подростку в праве экспериментировать с социальными нормами). По сути - это желание выдавить из семьи Леночку и ей подобных. Не из-за того что материальное губит духовное, а потому что обесцениваются мамины вложения в сына. От такой родительницы лучше бежать, роняя тапки, и от авторов, ее защищающих, держаться подальше. Но критики до сих пор (что удивительно) видят в подобном сюжете «неравнодушие автора, которому есть дело до судьбы обыкновенного человека».

Школа злословия. 6,5. По пьесе Р.Шеридана (не читала). Леди Тизл вышла замуж, перебралась в Лондон и ведет активную светскую жизнь. Она с удовольствием посещает местный популярный салон, в котором распространяют сплетни, не думая, что тоже окажется их жертвой. *Этот спектакль советовали все как одну из лучших советских постановок. Актеры МХАТа, по жанру близко к комедиям Мольера. И действительно хороший подбор актеров, но что-то чувствуется не так. Наверное, все дело в испорченности просмотрами на языке оригинала. После них начинает казаться, что переводной текст звучит тяжеловесно.



Солдатики. 7. Алан хочет помочь отцу в торговле, потому оставляет в магазине партию модных игрушек: земной спецназ и мирных гаргонитов. Он не подозревает, что одних запрограммировали на убийство, а вторых на выживание. *Фильм милый, но оставляет неуловимое впечатление запоздавшего на десятилетие. Ожившие игрушки, разборки в частном доме - многое напоминает 1980-е. Как и безоговорочное осуждение военных, времен «холодной войны». Спецназ даже не способен развиваться в интеллектуальном плане, т.е. переходить к новым стратегиям (в отличие от гаргонитов, осознавших, что сила и агрессия нужны для отстаивания свободы). *Замеченные цитаты: из Кубрика (явление плиты), Копполы («валькирии») и из «Паттона» 1970 года (еще не отсмотрен, но знаю про монолог на фоне флага).

Проклятие. 7. Комментарии здесь.

Лок. 7. Комментарии здесь.

MTV Unplugged Alice in Chains. 7. Один из столпов гранжа, теперь в акустике. Без видео воспринимается как подобие более известных коллег (Nirvana или Pearl Jam). Однако непорезанная картинка добавляет образу сиэтловцев оригинальности: Кантрелл настолько часто балуется с кантри-мотивами, что начинаешь подозревать, что его сейчас совсем в прерии унесет (потом вспоминаешь эксперименты Эдди Веддера и успокаиваешься. Видать, многие исполнители гранжа в душе кантри или фолк-певцы). Состояние солиста Стейли аудио тоже не передает вполне, как и напряженные отношения между двумя основателями группы. Но кроме этого на видео есть то, за что и любим анплаги: камерность, трогательность, чувство искреннего исполнения.

Гамлет (2009). 7. Постановка Королевской Шекспировской труппы. *Что нового можно сделать в классической пьесе? Современные костюмы и работа с видеокамерой? Уже были в варианте 2000 года. Гораций - афро? Это Европа, в ней всё может быть. Тотальная слежка как символ «Дании тюрьмы» и многократно повторяющийся образ зеркала (не только в словах, обращенных Гамлетом к матери). Да, кажется такого еще не встречала. Рада, что уловила отдельные находки, которые было важно донести Дорану до зрителя (и которые он потом выделял в Behind Scene): сложный монтаж в явлении призрака в спальне и налаживание взаимоотношений между Гамлетом и Гертрудой там же. Полоний, пожалуй, выглядит наиболее диковинно - обычный доставучий болтливый старикашка без намека на особые царедворские способности. И финальное явление Фортинбраса удалено. *В субтитрах был использован вдобавок к переводу Пастернака еще и перевод Щепкиной-Куперник. Благодаря этому некоторые строки выглядели понятнее - вроде высказывания Горацио в финале о том, что он скорее римлянин (что значит: готов покончить с собой после кончины принца).




Память (2021). 7,5. Комментарии здесь.



Концерт для Джорджа. 8. Через год после ухода Харрисона собрались его друзья и единомышленники и почтили память исполнением песен битловских и сольных. *Вот этот концерт - для людей! Собираются высококлассные музыканты не для того, чтобы самовыразиться с подвывертом, а чтоб поделиться эмоциями, теплом, красотой. Никто песни Джорджа не пытается «улучшить» или исполнить сильнее, чем мог бы автор. Но можно попробовать их раскрыть с неожиданной стороны - и тогда My Sweet Lord превращается в бесподобный госпел, а Isn’t It a Pity - в изумительно магнетическую вещь (в обоих случаях благодаря усилиям Билли Престона). Душа многократно разворачивается и сворачивается, а раз такое происходит и 20 лет спустя после концерта, значит всё там было настоящим.

фантастика, театр, золотой век, неигровое, кино, музыка, календарь

Previous post Next post
Up