Мы на какое-то время дома, так что плотность просмотров снова выросла. Закончили смотреть китайцев (главный вывод: они, конечно, круты, но монтировать еще не научились), дополнили их корейцами и японцами. Вместо бондианы я придумала для себя новую серию - фильмы студии Pixar. А еще у меня были увлекательные переговоры с абитуриенткой, готовящейся, возможно, поступать на продюсерский факультет. И по этому поводу я чуть было не посмотрела "Через Гоби и Хинган", который зачем-то надо анализировать несчастным вчерашним школьникам.
Выпускной. 5. Где-то в Индиане выпускнице не дают прийти на выпускной со своей девушкой. Бродвейские сбитые летчики отправляются отстаивать права незнакомой девушки. *Не самая лучшая точка входа для знакомства с творчеством расхваленного Райана Мерфи. Даже не «не лучшая», а, честно сказать, провальная. Каких только мюзиклов я не видела, но такой прямолинейной лозунговости позавидовали бы Савченко и Пырьев. Тексты-агитки, без ухищрений и метафор, с минимумом образов - на какую аудиторию это рассчитано? Условность мюзикла всегда подключает зрительское воображение, а здешняя примитивная подача идей (эгоистичным быть плохо, а гомофобным еще хуже) и недостоверные сюжетные ходы (как с ходу Эмма примирилась с одноклассницами, получившими инъекцию толерантности) - всё превращает шоу в наспех продуманную схему из методички. *Заявлять первым номером гимн эгоизму? Оригинально, но я бы предпочла классическую структуру, когда открывающий номер об общей идее рассказывает, как Season of Love в «Богеме». Появляющееся потом посвящение Фосси - это мило, но очень уж вторично. *Отдых для глаз во всём этом неоново-гламурном хаосе - неожиданно Джеймс Корден, самый непосредственный, да и персонаж его меньше всех проповедует. *P.S.: сверилась с табличкой данных - а это, оказывается, не первый мой просмотр Мерфи, до этого был фильм «Ешь, молись, люби», добротный, но никак не запомнившийся авторством))
Калейдоскоп любви. 5,5. Мир любовных историй тесен: начинаются в Вене, продолжаются в Лондоне, заканчиваются в Денвере, а потом едут обратно через Париж. *Хорошая задумка со взаимосвязью всех со всеми, с напоминанием о глобализации и о предоставляемых ею возможностях. Авторский диктат, основанный на романе, хорошо срабатывает с придумкой перипетий (неслучайность случайных встреч, разрушение связей незамысловатым волевым усилием). Но как только фабулу начинают натягивать на костяк из реальности, так всё трещит, драма превращается в трагикомедию и доверия к происходящему нет никакого. Количеству хэппи-эндов позавидует «Реальная любовь», очень уж творцу хочется, чтоб они доминировали. *Ну и всё «разнообразие» отношений сводится к национальным и религиозным различиям, которые нивелируются поправкой «свой свояка видит издалека».
Остров сокровищ. 5,5. По роману Р.Стивенсона. *Советский кинематограф 1930-х только прикидывался отказавшимся от авангарда и всяких радикальных идей (а сейчас бы съемочную группу обозвали конъюнктурщиками, следующими повесточке): Джим в фильме превращается в Дженни, зрелый Ливси - в молодого Лайвеси, поиск сокровищ - в спонсирование ирландских повстанцев. Да еще с песенными номерами. Получается переработка в духе «Нового Гулливера», но технически не настолько же яркая.
Блуждающая земля. 5,5. По повести Лю Цысиня (не читала). Солнце затухает, Землю тащат от него подальше, к другому солнцу, но тут по пути попадается Юпитер. *Китайские блокбастеры - печальное зрелище. У меня почти нет претензий к сюжету - видали мы бред и покруче (народ на фантлабе пишет, что автор повести перепел неудачно Карсака и Нивена). Но за театральную версию монтажа надо просто руки отрубать и лишать доступа к профессии. После седьмого, вылетевшего из финального монтажа, смыслового куска я бросила считать и только фыркала. Сюжет превратился в бессмысленную, но дополненную эффектными трюками беготню героев между разными точками, разбросанными в Азии. Часть с космической станцией - слизали одновременно с «Одиссеи» и «Армагеддона». Фантастика в фильме оказалась вообще не главной. Цель этого безобразия - показать превозмогающий всё Китай, у которого в лучших друзьях только русские.
Слон сидит спокойно. 6. Школьник сталкивается с буллингом и дает отпор обидчику. Школьница встречается с завучем, потому что не выносит домашнюю обстановку. Старика выживают из дома дети, да к тому же он теряет любимую собаку. Мелкий бандюк доводит друга до самоубийства и без особого энтузиазма ищет убийцу своего брата. Занимательная китайская обыденность. *Больше всего картина напомнила «Все умрут, а я останусь» - своей беспросветностью и пессимистичным взглядом на мир. Только у героинь Гай-Германики был мощный движок в виде ненависти ко всему окружающему миру, и чем больше их долбили, тем ярче они воспламенялись. А у Ху Бо герои немного тряпичные - добрые внутри, мечтающие сидеть как слон и ни на что не реагировать. Потому что как только включаешь активность, так делаешь еще хуже. Серый фильм про серое существование.
Волшебный стрелок. 6. Полицейскому Максу поручают следить за русским шахматистом, на которого готовится покушение. Телохранитель боится промахнуться, поэтому напарник снабжает его пулями, которые всегда летят точно в цель. *Без знания либретто одноименной оперы было бы сложно понять, что же всё-таки происходит. Средневековая история перенесена в наши дни, но еще есть флэшбеки, связанные со священным дубом, проделками дьявола и богоматерью-защитницей. Они, правда, современный пласт истории не особо проясняют, но добавляют ей мистического ореола. *Кайдановский в фильме в виде мебели с русским уклоном, но не халтурит и несколько своих фраз вполне естественно произносит.
Битва на озере. 6. Китай отправляет специальные войска на границу с Кореей, на случай если американские войска перепутают территории (на дворе 1950 год). Два брата служат в специальном подразделении, которое должно обеспечить связью штаб. *Китайское батальное кино так же сурово, как и фантастическое: если надо - Землю можно остановить, если надо - китайский генерал будет на мороз -40 выходить без шинели. В чем пока слаба китайская идейная составляющая: есть привычное «наше дело правое» и соцреалистический «умно и скупо расходуемый героизм людской массы» - и всё. Без личной истории с маломальским гуманизмом это выглядит всего лишь плакатом. *Хотела похвалить, что всего три монтажных повествовательных косяка за весь фильм, но бездарно слили концовку, бросив братьев без финала, заменив их на патетически замерзшие статуи.
Приключения Флика. 6,5. Муравьишка-изобретатель ставит всю свою колонию под угрозу истребления бандой саранчи. Он решает отправиться за помощью в город. И приводит оттуда мастеров своего дела. *Хотели сделать «Кузнечик и муравьи», а получился не самый удачный вариант «Великолепной семерки» вообще без оригинального прочтения. *Отдельные плюсы: за сверхдетализированную прорисовку растений и блуперы на финальных титрах, особенно с интеллигентным «Чебурашкой» (кто и зачем придумал такой перевод прозвища Thumper?!!!).
Бумажные глаза Пришвина. 6,5. История телевидения полна неожиданностей: в 1949 году произошло что-то непонятное с пионерами телепоказов - один погиб, другой исчез. Телережиссёр времен «перестройки» пытается разобраться в прошлом. *Кино своего времени - мрачное, фантасмагорическое, как и многие работы конца 1980-х. Коммунизм смело сравнивается с фашизмом и нацизмом. Обличительство тоже присутствует, но касается не столько режимов, сколько трусливых и жестоких людей, которые пользуются атмосферой запугивания. То время и те люди страшат нынешнего телевизионщика Пришвина, но связь между определенным режимом и определенным типом личности в «исследовательской» части картины не допилена.
Третий человек. 7. Только закончилась война, и неудачливый писатель вестернов пытается найти в Вене своего приятеля, обещавшего заработок. Но попадает на его похороны. Друзья отзываются об усопшем исключительно положительно, но смотрят при этом с прищуром. *Отличный нуар, в котором единственная незадача - кончина дворника, увидевшего лишнее. Как детской темой поманипулировать, так авторы ее мгновенно приплетают, дети же ж. А как про обычного человека вспомнить, так нет - пешка. *Наверное, пока это самый изящный нуар, что мне довелось видеть. Любопытно, насколько повлияло на визуальное решение присутствие на площадке Корды и Уэллса? *Интересно будет почитать потом повесть, созданную Грином на основе сценария, в которой ТЗ смещена с писателя на офицера разведки. Да и посмотреть, останутся ли в ней квирные намеки, которые были разбросаны в фильме.
Одна секунда. 7. Чжан идет из совхоза в совхоз для того чтобы увидеть крохотный кусок кинохроники, где, возможно, показана его дочь. Лю следует тем же путем, чтобы достать кинопленку для домашнего убранства. *По ретроспективности сюжета и развитию отношений между взрослым и подростком фильм напомнил «Бумажную луну». Однако здесь нет ни капли комичного или авантюрного, только реальные недопонимания и провалы. Всё развитие сюжета основано на несовершенстве людей: они могут быть сострадающими и добросердечными, пока в них не побеждают эгоизм и корысть. *С каким вниманием показаны старые методы работы с пленкой, каждая фаза: чистка, сушка, перемотка, демонстрация. То, что было обыденным для сельского быта Китая 1970-х. «Кино про кино» бывает ностальгическим - и у Чжана Имоу не без этого: он напоминает, что когда-то кино действительно было важнейшим из искусств, объединяющим и волнующим.
Школа рока. 7. Музыкант, которому не покорилась рок-сцена, внезапно оказывается учителем на замене в школе с очень строгими правилами. Он устраивает из своих подопечных группу и планирует выступить с ней на конкурсе. *Если нужна духоподъемная комедия, то вот она. «Общество мертвых поэтов», но поддержанное не Уитменом, а Блэкмором и Плантом (им прям напрямую: LZ впечатлились выпрашиванием прав на использование Immigrant Song - и разрешили включить в саундтрек). Рок - про эмоции, борьбу и поиск нестандартных решений. А всё вместе обязательно должно покорить неуступчивых взрослых (ну, примиряет родителей с группой то, что она таки добилась локального успеха и получила перспективы, но Линклейтер не заостряет внимание на условиях отчей поддержки). *Из минусов - арки персонажей просты и предсказуемы, и Джек Блэк иногда зачем-то пытается подражать Джимму Керри.
Вкусы молодости. 7. Три рассказа о молодежи, живущей в разных китайских городах: в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае. *Первые две новеллы хороши своей сюжетной нестандартностью - никакой романтики, иные темы (в одном случае - тоска по детству, теплым отношениям с бабушкой и по пище, приготовленной с любовью; в другом - отношения между сестрами и выживание в модной индустрии). Вкусная еда, психология конкуренции - нечастые темы для аниме. Третья новелла - синкаевщина в чистом виде: мальчик девочку любил и до сих пор весь в разочарованиях от упущенных возможностей (и по стилю тоже - небомореоблака).
Олдбой. 7. Заурядный горожанин в один день оказывается в частной тюрьме. Он не чувствует за собой вины, он ни разу не видел своих тюремщиков. Он знает только, что кто-то убил его жену и отнял 15 лет жизни. И теперь хочет отомстить за всё. *Всё время приходится корректировать ожидания: есть предположение, что герой будет мстить не только за свой плен, но и за жену - да плевать ему на семью вообще; герой будет мстить визуально и драматургически изыскано - ага, будет, только не тот герой, что в начале предполагался. Ранее появление соперника немного разочаровало.
Женщина в песках. 7,5. По роману Кобо Абэ (не читала). Учитель-энтомолог застревает в доме на дне песочной ямы. Он вынужденно помогает хозяйке бороться со стихией, но не оставляет мыслей о побеге. *Одна из разновидностей бесящих сюжетов - беспомощность героя и невозможность выбраться из какого-то пространства (или попасть куда нужно, как у Кафки, как в «Улитке на склоне»). Неспособность к побегу - не от того, что герой ничего не делает, а потому что есть неодолимое природное препятствие. И это самый удивительный образ фильма - непобедимый песок, который невозможно одолеть, потому что он текуч, у него нет постоянной формы, и он заполнит всё, если его не остановить. *Эгоизм двух главных героев настолько отталкивает, что заслоняет и находчивость мужчины, и чувство собственного достоинства женщины.
Воспоминания об убийстве. 8. В корейской провинции объявился маньяк. Местные детективы не справляются, им на помощь высылают подкрепление из столицы. Но даже свежий взгляд на дело не сильно помогает. *Здесь есть все элементы, за которые потом будут ценить «Настоящий детектив»: атмосфера небогатой рабочей провинции (место, где все всех знают - и не знают одновременно), два разных подхода к делу у главных детективов, напряжение при обнаружении новых зацепок. *В начале еще можно заподозрить какую-то приземленную трагикомедию, но чем дальше, тем серьезнее тон и необратимее выбор. Но самое жуткое решение организовывается для зрителя: кого убийца выберет последней жертвой? Зритель знает обеих девушек и может внутренне проголосовать. И в этом выборе нет меньшего из зол, нет выбора между долгом и чувствами: при любом раскладе окажется задетым и сломленным один из детективов. Иллюзия жуткого интерактива - самый запоминающийся момент фильма.