фильм почти о гонках

Jan 09, 2022 19:02

В день рождения Михаэля посмотрела документальный фильм о нем, который Нетфликс презентовал еще осенью. Долго просмотр откладывала по разным причинам.

Непросто быть болельщиком и зрителем. О современных гонщиках, мне даже, пожалуй, не очень-то интересно было бы смотреть кино, потому что о них и так очень многое известно не только благодаря соцсетям, но и открытым переговорам во время гонки. И по тому впечатлению, что всё вместе производит, кажется, что сейчас народ в гонках очень уж инфантильный пошел, ноет и жалуется по любому поводу. То ли дело в былые времена, когда сразу шли бить морду в боксы)) Это я сейчас не про токсичную маскулинность, а про то, что в наши дни много слов, да дел мало (а с "самовозками" вместо машин действительно сложно понять что-то про индивидуальные способности).

А еще когда болеешь, легко подпадаешь в плен эмоций. Ведь спорт это не только про точность исполнения и красоту игры, но и про то, кто что сказал про соперника, как повел себя с болельщиками и многие другие аспекты поведения, которые оцениваются совсем по иной шкале, чем правильное использование технических возможностей. Можно ли снять безэмоциональный фильм про спорт (только если это не будет хроника)? А картина, созданная под воздействием переживания, будет ли объективной? И что будет, если эмоции режиссера и зрителя не совпадут?



Фильм про Шумахера явно снят с чувством. Из того же спектра чувств, что наполняли и многочисленные поздравительные фотографии 3-го числа: восторг, восхищение, почитание, уважение, любовь. Никаких ухищрений сюжета, прыжков во времени - простой последовательный рассказ о том, как Шуми шел к своим первым трем титулам. Возможно, это повествование даже можно назвать напоминанием для тех, кто доминирование Феррари в начале 2000-х считал несомненным и скучным, напоминание о том, что всё было не так очевидно. Такая выбранная режиссёрами незамысловатая композиция полезна и для тех, кто гонками не интересуется (а картину смотрит исключительно из любопытства) или начал болеть относительно недавно.



Любопытная деталь, демонстрирующая ход времени: титры, представляющие собеседников, меняются в зависимости от роли этих людей в жизни Михаэля (Жан Тодт, рассказывающий о нем, до прихода в Феррари - «друг», во время пребывания в команде - «спортивный директор»).

Режиссёры очень стараются быть объективными и показать гонщика с разных сторон. Ценны и трогательны интервью Корины Шумахер и детей с рассказами о жизни внутри семьи, о таких чертах характера спортсмена, которые первыми на ум и не придут: он в гонках был целеустремленным, собранным и резким, а в жизни - веселым, заботливым и внимательным. Эти воспоминания тоже полны искренних светлых чувств.



Однако, когда смотришь интервью с коллегами, чем дальше, тем больше ощущается недоговоренность, которая в итоге оборачивается лукавством. Казалось бы, нам не предвзято показывают две стороны Михаэля: чемпионскую и человеческую. Первая - про настойчивость и талант, вторая - про эмоции и семью. И занятно, что "ничто человеческое" - ошибки на трассе, участие в скандальных эпизодах (Аделаида-94 и Херес-97) - отнесено к "темной стороне" спортивной напористости. И трактуется собеседниками каждый раз в духе «не думаю, что он сделал это умышленно», как слишком сильная воля к победе. Даже когда другие гонщики его укоряют, то сразу уточняют, что ценят отпущенный сопернику талант. Попеняли и будет, всё благостно. И то, что такая позиция от объективности далека, знают только те, кто своими глазами видел события тех лет. Ведь у незнатоков не возникнет вопроса, почему интервью с Ирвайном не доходит до конца 1999 года, когда Михаэль не дал ему в последней гонке выиграть титул. И они никогда не узнают, что еще много интересного могли бы рассказать Баррикелло (о Шпильберге-2002), Монтойя (о Нюрбургринге-2003) или любой из руководителей команд (о Раскассгейте). Об обдуманных, расчетливых нарушениях правил, поддерживаемых руководством. Если уж придерживаться справедливости, то об этих эпизодах точно следует знать и помнить. Потому что это тоже про "человеческое" - неприглядное, но и неотделимое.





Любовь и уважение болельщиков - это ведь не про слепое почитание, оправдывание всего и вся. Это про честное принятие всех сторон и про ответственность в этом принятии. Болельщики часто бывают вспыльчивы и предвзяты, иногда им просто нужно дать время на признание неправоты их кумиров. Фильм Нетфликс во многом хорош, но не дайте ему обмануть себя: одна сторона, как бы заманчива она не была, - это ещё не все.

гонки, михаэль, #10фильмов, неигровое, #остаёмсязимовать, своё любимое

Previous post Next post
Up