кино ноября

Dec 01, 2021 22:38

В этом месяце мы никуда не ходили, потому что сначала было некогда, а потом устало. Ну, я в итоге выбралась на Марвел, но фестивали, спектакли и показы Иноекино оказались в пролете. Зато устроили дома скандинавскую ретроспективу (зря я что ли закончила курс при Стокгольмском университете?). Строгое, неторопливое, местами очень триггерное кино. Ну и старых отечественных картин теперь смотрю немерено благодаря внезапно удачному государственному (?) проекту.



Человек с золотым пистолетом. 5. За Бондом якобы охотится высококлассный киллер. Даже когда становится понятно, что цель убийцы совсем другая, британский агент всё равно продолжает подбираться к противнику. *Кажется, про энергетическую проблему в «бондиане» уже что-то было. А если не так, то в любом случае установка Скараманги скучна. Экзотика обыгрывается вставкой восточных поединков (защищающие Бонда племянницы Хипа - очередная логическая несуразица фильма). Мизогиния во всей красе, особенно в линии Гуднайт. Прекрасный зловещий Ли вообще никак не спасает.

О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне. 5. По поэме Д.Бедного. В названии - почти все главные персонажи: бедный поп, который хочет притока денег, богомольная тетка, которая помогает ему в этой афере, спрятанная и «явленная миру» икона. Нет еще протагониста - завистливого попа из богатого прихода. *Фильм сохранился не полностью и лишь с частичными интертитрами + он смонтирован так странно, что без чтения поэмы не сразу уловишь смысл и общий ход всей авантюры. *Морализаторский вывод Бедного (все попы - проходимцы да еще, гады, науськивают мирное население против большевиков) или не смогли воплотить, или не сохранился. *По сравнению с дореволюционными фильмами приемы бедноваты. Преображение тетки Домны из базарной любимицы в святошу вообще не считывается.

Дитя робота. 5. Дочь растет в бункере под присмотром робота-Матери. Девочка - спортсменка, активистка и просто красавица. Но идиллию нарушает проникающая в убежище извне Женщина. *Классическая женская триада «старуха - мать - девушка» в условиях постапокалиптики. Каждая представительница - с нарушенными функциями. «Старуха» - хранит память о чужом роде, не делится ей и вообще тщательно занимается евгеникой. «Мать» - не защитила свой прежний род и пытается уничтожить новообретенный. «Дочь» - не проходит инициацию (ведь не считать же за таковую обучение умению врать), следовательно не понимает до конца, как устроен мир и каково ее истинное место в нем. Критика матриархата засчитана (женщины - в худшем случае безжалостные манипуляторши, в лучшем - эмоционально нестабильные существа, не умеющие просчитывать последствия), только сколько в этой позиции здравого анализа, а сколько неуверенности или гендерного страха? *Так тщательно выстраивать высокотехнологичные интерьеры бункера, чтобы смягчить фантастическую условность, и попасться на элементарной несостыковке - идеальных белоснежных зубах Женщины, которая по сюжету всю жизнь скрывалась от андроидов в шахте на скудном рационе.

Ядовитое дерево. 5. По роману Э.Келли (не читала). Карен знакомится с семьей Кейпелов, ей нравится их красивая беззаботная жизнь. Но вскоре происходит убийство. Через много лет Карен пытается восстановить свою семью, но кто-то помнит правду о прежних событиях. *Не сюжет, а набор штампов: от любимого британского «каникулы в богатой семье» до «кровь важнее всего». Бюджет маленький, размахнуться на то, чтобы нормально показать все боковые линии (с пронырливой журналисткой, например), не получилось, поэтому они выглядят очень формально. Мэттью Гуд - в качестве красивой мебели.



Уплотнение. 5,5. По сценарию Луначарского. К профессору подселяют рабочего с дочерью. Классовых разногласий почти нет, но один из сыновей профессора недоволен. *Агитка без особого даже конфликта: профессор особо не сопротивляется новым жильцам, пусть они и начинают быстро претендовать на место за общим столом и самовар; младший сын влюбляется в дочь рабочего, осознав, что втираемые в гимназии призывы к созыву Учредительного собрания - ересь. Единственная проблема - старший сын-юнкер, но тут уж показана идеальная на десятилетия модель поведения: соседям - вызвать ЧК, родственникам - добровольно отречься. *Приемы опять же простейшие.



Адамовы яблоки. 6. После тюрьмы Адам пытается социализироваться в приходе. Странный пастор выбирает ему задание: проследить за яблоней и испечь в конце срока пирог. Но выполнить это задание мешают природа и бывшие друзья Адама. *Суровая скандинавская комедия, смех в которой - от несоответствия ожиданий с развитием событий (когда пастор Иван не реагирует на портрет Гитлера как на раздражитель; или когда Халид быстрее и точнее Адама применяет оружие). Но это редкие сцены, не вытягивающие затянутый сюжет.

Барышня-крестьянка (1912). 6. По повести А.Пушкина. *Основной сюжет передан коротко (11 мин) и верно, сейчас сошел бы за школьный краткий пересказ. К фабуле прилагается совсем немного психологии, скорее даже со стороны Лизы, чем Алексея. *В сцене падения Муромского-ст. с лошади - попытка выстроить глубину мизансцены при помощи небольшого поворота камеры: от фронтальной полянки - вглубь, к тропинке, на которой появляются всадники.



Слово. 6,5. По пьесе Кая Мунка (не читала). Боргены живут замкнутой жизнью, потому что их религиозные взгляды не совпадают со взглядами общины. Поэтому же младший сын не может жениться по любви. Глава семьи уже и не надеется, что всё обернется благом. *Разговоры о боге и о том, как «правильно» ему служить, - страстные, но бесконечно далекие для зрителя-атеиста. Интереснее кажется линия среднего сына Боргена, который мнит себя мессией - действительно он видит иные силы или это лишь галлюцинации? Самая лучшая сцена - с визитом доктора, когда домочадцы все мистическое объясняют реальными совпадениями. *Фильм насквозь театрален. Дрейер почти не использует крупные планы, пластика актеров иногда напоминает ранние скандинавские фильмы. И картина с такой стилистикой выиграла Венецианский фестиваль в 1955 году! Казалось бы, после взлета неореализма театральность безнадежно устарела, но нет. Непонятно, были ли особые конкуренты у картины в конкурсе (не считать же за соперника «Попрыгунью» Самсонова?).

Афганистан (Сердце Азии). 6,5. Комментарии здесь.



Наши соседи Ямада. 7. Папа, мама, двое детей, бабушка. Они живут обычной жизнью в обычном доме: работают, занимаются домашними делами, ходят за покупками. *Большой сборник коротких анекдотичных историй, которые к концу становятся всё более меланхоличными. Меньше комизма от бытовых несуразиц, больше рефлексии на тему возраста и опыта. Т.к. изначальная цель - вызвать смех, то показываются ситуации с недопониманием, игнорированием и прочими разногласиями в отношениях. Из-за этого картина семьи немного перекошена. *Стиль (частичная прорисовка) и сюжет (местами целые сцены) напоминают «Принцессу Кагую», но чуть грубее.

Лиля навсегда. 7. Девочка остается одна в городе: мама уехала в Америку, тетка выселила из квартиры, подруга предала. Остается недотепистый дворовой товарищ - и невесть откуда взявшийся ухажер, которому очень хочется верить. *Подробный разбор типичной ситуации - как подросток оказывается никому не нужен и попадает в проституцию. Без особой чернухи, многие сюжетные линии напомнили истории одной моей ученицы и девочки Тани из «Приднестровья» Эборн. Причём здесь героиню Акиньшиной режиссёр не обеляет: да, где-то виноваты обстоятельства, но окончательный выбор каждый раз она делает сама. И каждый раз он оказывается ошибочным, потому что манера Лили - сначала сделать, потом подумать. Это видно зрителю, а героиня не успевает повзрослеть, чтобы сменить модель поведения.

Вечные. 7. Комментарии здесь. А еще есть бесконечное разнообразие партнерских отношений внутри команды: романтика, дружба, флирт, партнерство. И два квирных героя (Кинго и Гильгамеш).

Тельма. 7. Выросшая со строгими родителями девушка переезжает в университет. У нее начинаются припадки, которые ее пугают не меньше, чем предоставленная свобода и новые отношения. *Очередной скандинавский сюжет про пограничное существо в совершенно знакомой зрителю реальности. Странное в героине нужно для того, чтобы выяснить, что делает человека человеком. Но в отличие от «На границе миров» природа сверхъестественного здесь не объясняется до конца и по полочкам не раскладывается. И моральные дилеммы перед героиней не такие значительные: нет разговора про общественную справедливость, только про личное счастье. И вывод другой: гармонично жить можно, если ты осознаешь себя, принимаешь и контролируешь. Универсальный рецепт здоровой психики.



Утойя, 22 июля. 7,5. Художественная реконструкция теракта 2011 года. Мощный триггер для тех, кто рос в зоне боевых конфликтов, т.е. для меня. *Фильм-опыт, что определяет манеру съемки (одним кадром) и выбор героини (активистки). Конфликт базируется на «качелях» разных действий Кайи: ответственность определяет ее активные поступки (поиск сестры, возвращение в лагерь, помощь окружающим) - инстинкт самосохранения толкает к отступлению (убежать подальше от лагеря, прекратить поиски, заботиться о себе). Неявный вывод - надо до последнего держаться за социальное. *Брейвик, его мотивы и действия, для задач фильма вообще не важны, поэтому у ужаса нет лица, только звук выстрелов.

#осеньосень, фантастика, сериалы, аниме, неигровое, гендерное, кино, календарь

Previous post Next post
Up