прощание с тираном

Mar 11, 2020 17:46

Можно подумать, что монтажный фильм сделать проще, чем любое другое неигровое кино. За тебя уже всё сняли, остается только корректно подогнать куски друг к другу. Но если бы всё было так просто, то не был бы монтаж одним из главных выразительных средств. Правильно отобрать и точно сопоставить кадры требуется для ясного выражения мысли. Чаще всего - для публицистики и пропаганды, чтобы пробудить нужную эмоцию и одновременно не оставить сомнений в истинности экранного высказывания. Это классический подход к монтажному кино, и, чтобы понять, о чем идет речь, достаточно взглянуть на отрывки из "Испании" Шуб или "Обыкновенного фашизма" Ромма.

В наши дни начал встречаться иной подход: приближение прошлого за счет обработки хроники - возвращения ей цвета и звука. Так поступил с хроникой Первой мировой войны Питер Джексон, такой подход регулярно выбирает Сергей Лозница. В "Блокаде" или "Прощании со Сталиным" меньше всего чувствуется авторская идейная целеустремленность. У режиссера иная задача: погрузить зрителя в обстановку и дать возможность самому сделать выводы.



Само по себе "Прощание со Сталиным" тематически, без дополнительных приемов, временами смотрится как воспоминания о будущем. Т.е. велики подозрения, что, когда придет день, за который у многих уже налито, мы увидим похожую хронику процесса. Прибытие делегаций, панихиды на местах. Различное выражение горя: от стихотворений, превозносящих гениальность руководителя, до многочисленных плакальщиков у гроба. В этой картине нарезка из женских всхлипываний не стоит и одного кадра с высокопоставленным военным из зарубежных гостей, который еле сдерживал себя у гроба генералиссимуса (вообще поражает количество суровых мужчин в шинелях военного поколения с сокрушенным взглядом).

Здесь нет кадров давки и вообще какого-то видимого намека на компромат. Да, не обошлось без постановочности, но есть и совершенно искренние эмоции, связанные с утратой. И эти честные проявления вроде даже делают неуместными критические вопросы. Неловко спрашивать в такой момент о цене всех приписываемых Сталину достижений, будто обесцениваешь переживания.



А что чувствовала в этот день моя прабабушка с папиной стороны, у которой второй муж-чекист попал под внутреннюю чистку в 37-м? Или прабабушка с маминой стороны, у которой раскулачили и сослали двоюродного брата? Что переживали все те люди, которые знали цену, от высших руководителей до самых простых работяг?

А может, не случайно, что в фильме нет ни одного живого слова? Сплошные бесцветные речи и рифмованный новояз? Спущенный сверху миф уже не будет таким сверкающим, если люди смогут честно и безбоязненно отвечать на вопросы. Да уж, о системе больше говорит то, чего на экране нет, а не выверенная, очищенная от примесей "реальность".

Выдержать серьезность происходящего помогает только воспоминание о "Смерти Сталина" Ианнуччи. И спасибо всем, кто работает над архивами и культом личности. Ох, как нам это еще пригодится.

неигровое, кино, мать наук

Previous post Next post
Up