Хорошо, когда есть свободное время и подписка на стример. Постепенно заполняю пробелы в познании современного кинопроцесса.
Мир в войне (1973), 26 серий + спецвыпуски.
Британский сериал, в котором собрана хроника всех воюющих сторон, черно-белая и цветная, проинтервьюированы участники событий и очевидцы.
При достаточно большом географическом обхвате сериал всё-таки британоцентричен, но это и полезно - узнать другую точку зрения. Потому что в нашей традиции - два года войны как будто и не было: бодро разделили Польшу, а потом все ждали нападения Германии на Союз. Здесь же много кинодокументов, подтверждающих то, о чем снимала перековавшаяся школа Грирсона: два года британцы чувствовали, что в одиночку противостоят нацистам. К тому же их интересы затрагивались и в других частях света, поэтому достаточно подробно рассказано про африканские и бирманские операции.
Сериал - не историческое исследование. Если не знать каких-то фактов (например, об освобождении Италии), то сложно понять и восстановить всю картину (отхода Муссолини от власти). Главное - погрузить зрителя в бытование времен войны. Поэтому много свидетельств простых людей, чтения дневниковых записей.
А от нерядовых участников (Альберта Шпеера или лорда Маунтбеттена) интересно слышать оценку собственных действий и признание ошибок.
Когда действия в серии более-менее известны (ВОВ, Италия, Америка против Японии), то интересно наблюдать за монтажом эпизода, за выборкой материала (у каждой серии свои режиссеры, сценаристы и исследователи). Где-то более динамичный визуал, где-то фокус на драматургическом противостоянии (дневники немецкого и советского солдат весной-зимой 1942 г.). Иногда появляется крамольное чувство, что построение сюжета напрямую зависело от количества сохранившегося материала.
Мост (2011, 2013),1-2 сезоны
На мосту между Швецией и Данией периодически что-то случается, поэтому привлекается полиция обеих стран. От шведов - детектив, имеющая проблемы в коммуникации. От датчан - свойский парень, не контролирующий себя только в сексе.
Если сериал - это новый роман, то данный случай только укрепляет меня во мнении, что я не очень люблю скандинавские детективы. Если на бумаге это еще терпимо, то постоянно лицезреть серость и холод нет никакого желания. И если популярность сериала связана с желанием зрителя возвращаться в созданный мир, то интересно, кого и что стимулирует к отыгрыванию холода и безнадеги? Или это специальное погружение в драматизацию, чтобы вынырнуть потом из нее с облегчением в обычную жизнь и признать, что она не так уж и плоха?
Только на этом сериале сообразила, что эксцентричность преступлений как-то соотносится с эксцентричностью следователя. Здесь это более очевидно, потому что всё остальное (обстановка, поведение персонажей) вполне приземленное.
Поведение Саги с ее неоглашаемым аутизмом - постоянный источник комического. В первом сезоне отыгрывается за счёт ее попыток вписаться в следственную группу (хотя по сюжету они работают вместе давным-давно и противоречия между ними должны были решиться за кадром), во втором - благодаря ее экспериментам в личной жизни (учтено предыдущее несоответствие, поэтому бойфренд новехонький).
Манера подробно разрабатывать линии, а потом их бросать на три серии, бесит.
Жизнь Клима Самгина (1986-1988)
Летопись жизни рядового интеллигента с 1877 по 1917 г.
Роман не читала. Очень многословный сериал, такое чувство, что пытались перенести на экран роман чуть ли не дословно, с сохранением множественности точек зрения на предреволюционную и революционную ситуации. Пространные диалоги иногда вписывают в занятную мизансцену, но в целом смотрится очень тяжеловесно.
Происходит занятное накладывание времен, настолько явно в рубеже веков читаются настроения 1980-х: предчувствие развала, смятение и сумрак души. И если закадровые комментарии всё время подчеркивают снисходительное отношение к главному герою, боящемуся увидеть «правду» и занять «правильную» сторону, то через своеобразный зеркальный портрет поздней советской интеллигенции к нему можно испытывать лишь сочувствие, как к слабому человеку, живущему в непростое время.
Размаху телепроекта соответствует всё: от декораций до актерских работ. Больше других впечатлил Алексей Жарков, который в фильмах ленинградской школы обычно ближе к комическому герою, а здесь выясняется, что он легко выдерживает драматический тон.