Большинство отрывалось в новогодние каникулы на сериалах и давно отложенных вещах. У меня и каникул не было, а от праздничных просмотров родственников я постаралась удалиться. Нагоняла в другое время, а теперь-то, с окаровскими премьерами, совсем напряженный график.
Из пересмотров - Унесенные призраками (а 28 февраля начнут показывать Навсикаю из долины ветров. вообще в этом году какой-то подарочный набор из повторных прокатов) и Драйв (теперь читаю роман и мысленно жму руку кинематографистам).
Любовь (2011). 5. Астронавт застревает на МКС на шесть лет, один и без связи с Землей. Развлечений у него немного: мелкий ремонт и чтение дневника времен Гражданской войны в Штатах. *Двойственное впечатление: неплохие декорации и эффекты не соответствуют сюжету на «двоечку». Закос под Кубрика с несоблюдением элементарных законов (про невозможность искусственной гравитации на станции такого типа только ленивый не написал) и непониманием, как нужно работать с формой, чью нелепость пытается оправдать псевдофилософский подтекст.
Мэри Поппинс возвращается. 6. Семья опять может остаться без дома, к тому же младшее поколение слишком прагматично, чтобы верить в чудеса. Им необходима поддержка и помощь нестареющей няни. *Запоминающийся танцевальный номер - ровно один (фонарщики). Запоминающихся песенных - ни одного. Хорошо, возможно, только тем, кто знает предыдущую часть и слышит какие-то отголоски. Не смотрела, не слышу. Визуально - насыщено, но нет ничего удивляющего. *Мюзик-холл - при рейтинге 6+? *Поведение части героев - от вдруг, слабо мотивировано, особо не повезло волку-Вилкинсону.
Как Гарри превратился в дерево. 6. Гарри Мэлони находит занятие себе по душе - враждовать с успешным хозяином паба. Делает он это занятным способом: на одну уступку полагается одно противодействие. Глупая необоснованная вражда губит всех вокруг. *Первый сценой, с трактовкой сна, заявлен символизм, но дальше всё очень буднично и реалистично, поэтому не получается никакого сверхобраза - Ирландии, Ненависти или Цели, а остается только обыденная история о токсичном человеке, который с отравления семьи перешел на истребление окружающих. Но для такого сюжета финальное превращение кажется незаслуженным подарком герою.
Стекло. 6. Встретились в одной клинике Мистер Стекло, Зверь и Надсмотрщик. Неизвестно откуда появившаяся докторка пытается убедить всех троих, что они совершенно нормальны и ни к каким подвигам их не должно тянуть. *Продолжение вытягивания структуры комикса на свет и перекладки на что-то от противного, вплоть до негероической гибели и, возможно, невоскрешения. *Смена персон Кевина в предыдущем фильме нужна была для продвижения сюжета, показа борьбы Орды и оппозиции. Теперь - для создания комического эффекта, разрядки обстановки. *Крупные продолжительные планы на Уиллисе и Полсон - самая слабая визуальная часть.
Колетт. 6. Юная провинциалка становится литературным рабом своего мужа-журналиста. Её не очень устраивает собственная роль в браке, а потом возникают и творческие разногласия. В итоге она выбирает самостоятельность и неординарный образ жизни. *Достаточно красивые костюмы. *Видны места, где сюжет доведен до нужной степени соответствия красоте эпохи. Кривые конфликтов слишком плавные и не учитывают детали (на Колетт, вышедшую на улицу в мужском костюме, никто никак не отреагировал).
Красивый мальчик (Beautiful boy). 6. Ник только закончил школу и у него перспективное будущее, но он мультинаркоман и отец отправляет его в клинику. Юноша держится молодцом, а потом следует рецидив. И так - несколько лет подряд. Терпение семьи не безгранично. *От эстетики до сюжетных ходов, всё согласуется с названием - красивенькое. Не меняющийся теплый свет потихоньку начинает раздражать, как и количество ненужных вещей в кадре. В заполненности вещами, которая по началу кажется уютной, ничего нет, никаких деталей, никакого второго смысла. *Естественное против наигранного: лицо Шаламе против интонаций Карелла. Природное выигрывает с очевидным преимуществом.
Неуязвимый. 6,5. Незнакомец пытается уверить простого охранника на стадионе, что тот - человек необычных способностей, одаренный силой и определенной прочностью. Этот дар нужно использовать во благо общества, став благородным надсмотрщиком за порядком. *Наиболее радикальное расхождение в оценках у френдов (от 7 до 1). *Попытка вписать фабулу одного жанра в сюжет другого - интересно, как эксперимент (дедраматизированный комикс), но на деле приводит к предсказуемому рассинхрону. Впечатление чуть смягчают визуальные элементы (перевернутое изображение, отражения).
Глядя друг на друга. 6,5. В редакции стандартной газеты бунтарка Ева знакомится с благополучной Ливией. Любовь с первого взгляда, но одна слишком непокорна, а другая замужем. *При трогательной игре Янковской и уверенной Кронера в остальных актерах такой же основательности не чувствуется. *Чересчур прямолинейный посыл: внутренняя свобода - сексуальная свобода - политическая свобода. Однако у братского народа в этот же период даже такого месседжа нигде нет. *Сюжетные провисания: конфликтная заявка - и моментальное бросание линии (борьба за «правильный обзор» на планерке - без внятного результата, просто чтобы показать принципиальность Евы; задержание в парке - равнодушный уход Ливии, следующий кадр эмоционально и сюжетно не связан). Самое любопытное: а чем в редакции занимается Ливия? Показано только, что она вырезает какие-то заметки. Во время рабочей поездки в деревню - просто красавица, спортсменка, танцовщица, а весь эксклюзивный материал выпытывает Ева. *Дух времени (конец 1950-х) слабо чувствуется, скорее большое влияние телевизионной картинки из 1980-х.
Я очень возбужден. 6,5. Из-за поломки самолет не полетел в Мексику, а стал накручивать круги над Испанией. Пассажиры бизнес-класса выясняют отношения с экипажем, стюардами и между собой. *Местами очень трогательно, в основном за счет стюарда Хосерры (Камара). Но по тематике разговоров персонажей - не будоражит. То, что было спорно или вызывающе в 1980-е, сейчас смотрится как мейнстрим.
Романтики 303. 6,5. Юле провалила экзамен по биологии, Алексу не досталась стипендия по политологии. С горя молодые люди решают поехать через всю Европу. Каждый по отдельности. Но очень быстро пересекаются и уже не расстаются. *Не классическое роуд-муви, потому что отход от схемы остановка/встреча - раскрытие характера. Вмешательство извне только одно - попытка изнасилования - и оно, по сути, требуется только для того, чтобы окончательно свести дороги двух персонажей в одну. По камерности и манере повествования ближе к «Перед рассветом». Менее философский, более бытовой вариант. *Прекрасные виды, согласуются ли они с развитием отношений героев? Кроме банального: море - это море чувств? *Идеализация романтики и традиционного мировоззрения. Женщина беззащитная, за супружескую верность и материнство. Мужчина немного рыцарь, за свободные отношения и тщательно скрываемую ранимость. Хорошо еще, что свои суждения герои пробуют обосновать научными данными (правда, широко известными, но это лучше расплывчатого «общественного мнения» или «все так считают»): про кроманьонцев и неандертальцев или про c-tactile рецепторы. Самое забавное рассуждение - про одиночество, выгодное капитализму. Ждала возражений Алекса-политолога о социальном давлении на аромантиков, асексуалов и просто single (для тех, кто воспринимают этот статус как Событие). Но нет, фильм не про многообразие, а про утверждение нормы.
Смерть Сталина. 7. Расстрельные списки после войны никуда не делись, но что с ними делать в случае смерти главного «заказчика»? Берия и Хрущев начинают свою борьбу за власть, используя все слова и средства. *При тотальном «всё было совсем не так» и шуткам из другой матрицы («тебе волосы подержать?») - много считываемого универсального. Абсурдная комичность не намного отличается от абсурдной реальности. Смех над страхом, глупостью, тщеславностью «правителей» снимает с них печать необсуждаемых и неосуждаемых. Но закономерность историзма добавляет трагичности, никакой смех не спасает.
Барышня-крестьянка. 7. По повести А.Пушкина. *Обвинения в дописании текста и дополнении бессмысленными пейзажами очень смешные. А эротический показ Лизы при каждом удобном случае, видимо, никого не смущает. *Для своего времени картина удивительно гармонична по драматургии, игре и звуку.
Безумие Георга III (Nottingham Playhouse). 7,5. По пьесе А.Беннетта. Первое нервное потрясение короля империи, сложные отношения с королевой, двором и врачами. *Соблюдение исторических реалий и перевод их в образную систему: потеря американских колоний - потеря целостности государства - государство - это я - разрушение личности монарха. Концовка с новостями из Франции - проекция будущего безумия (с буквальной и фигуральной потерей головы обоими королями). *Интересно: gender-blind casting был задуман автором пьесы или это оригинальное решение постановщика? По сути: женщины, играющие мужские роли, оказываются перебежчиками, кроме Папандиека, хм. *Бишоп в роли Пита Младшего - фигура, страдающая не меньше Георга, но без эксцентрики. Очень быстро понимаешь, почему премьер пьет. *Умение мгновенно переходить в комедийность, знакомую больше по телевизионным проектам, что у Гейтисса, что у Теннанта.
Разум и чувства (2008) 7,5. По роману Д.Остин. *Трех серий предостаточно, чтобы следовать книге почти буквально. Никаких вопросов по мелочам, и глубже понимаешь, насколько изменились нормы поведения за два века.
Они никогда не станут старше. 7,5. Английская хроника Первой мировой войны, колоризированная, выровненная и снабженная закадровыми воспоминаниями. *При использовании многих кадров, узнаваемых по серии World War 1 in Colour, есть часть необычных, с нестандартными для времени съемки ракурсами или панорамированием. Это непросто заметить в цветном варианте, потому что цвет сразу настраивает на «современное» восприятие, для которого эксперименты с камерой не удивительны.
*При многоголосье комментариев - это единый субъективный взгляд выходца из среднего класса, простого парня, немного патриота, не интересующегося ни до событий, ни после их глобальной взаимосвязью. Взгляд от этого не становится шире. Экранный общий план содержательно превращается в крупный. Частности - ход действий - не важны. Показана собирательная Атака, которая действительно психологически губительна, - она могла быть и в Вердене, и где угодно. *Изменение значимости совершенного: сразу по возвращении - ощущение ненужности в гражданской жизни, обесценивание военного опыта (параллели - от ТЭЛ до «афганцев»). Позже - появление литературы потерянного поколения. Сейчас - Маковый день.
Крысолов. 8. По мотивам легенды и рассказа Виктора Дыка. *Через историческую реальность всё равно проступает образность: крысы - и обнаглевшие грызуны, и воплощение грехов горожан. Спасение от них не делает горожан праведными, а лишь помогает успокоить совесть. Избавление похоже на изгнание бесов из НЗ (легион, скала и море) - именно в экранном решении (в рассказе вообще подробно не описывается). Наказание ратманов и других горожан - Содом и Гоморра. «Все это в моей воле. Дарована мне такая власть. Но Господь готов был пощадить Содом и Гоморру, если бы отыскалось в них десять праведников. Я скромнее бога. Мне довольно одной женщины. Я пощажу Гаммельн ради тебя, Агнесса». Но разница во взаимоотношениях: в рассказе они тайные любовники, в фильме пряха безымянна и скорее Прекрасная Дева, не двойственная грех-невинность, а сама чистота. И крысолов для нее не любовник, а Лука. *По художественному решению - отсылка к немецкому экспрессионизму, «Голему» Вегенера.