Пишу об особенностях драматургии отечественных утопий. Третий год пишу, и за всё время только один человек разделял мой интерес и тот - филолог. В нашем киноведении фантастика располагается на периферии: развлекаловка и макулатура, что с неё взять? Мало кто разбирается в жанрах, в специфике. А поэтика уж совсем никому не нужна.
И вдруг - спецномер "Сеанса". Или неожиданная конференция во ВГИКе - "Проблемы экранизации: утопия и антиутопия в кино".
Посмотрела номер, сходила на конференцию. У меня есть вопросы (и самый главный из них: верна ли моя теория?), я ищу ответы.
Всё печально.
В журнале сплошные контексты и аллюзии. Многие авторы - это "я любимый в предполагаемых обстоятельствах". Спасибо, не интересуюсь.
На конференции конкретики было явно больше. Но распространялась она в основном на две области: идеология и эстетика.
"Москва - один из немногих городов, сохранивший сакральную структуру города-сада, т.е. рая". И дальше про построение утопии и реальности - про встраивание новой коммунистической системы в сакральную основу. Интересно, но.
"Дозоры" внезапно стали битвой утопии и антиутопии. Хм. Каким боком эти жанры прилеплены к древнему дуализму - не понятно.
"Строгий юноша" прекрасен своими отсылками к античности, но совершенно антисоветчен. О_о
И моё любимое: Оруэлл монологичен и вынужден вставлять отрывки из документов, потому что в построении диалогов он не силён. Конечно, это всё объясняет.
И Ланга вспомнили, и Кубрика, и Лопушанского. Но никто не рискнул разбирать драматургию.
Кроме одного аспиранта-сценариста, в самом начале своего доклада намекнувшего, что утопию сейчас снимать нельзя, потому что она не подходит для постмодернистского (иронично-недоверчивого) сознания и ... в ней нет сюжета! После этой фразы я воспрянула духом, но напрасно: докладчик мысль не продолжил, а окружающих она не зацепила.
Пришлось атаковать во время перерыва. И человек-практик заявил мне: дедраматизация - дело режиссёра. Если постановщик даст ему задание написать сценарий-утопию - драматург откажется. Потому что к такому жанру невозможно поступиться. Дедраматизации нигде не учат.
Значит дело не в постмодернизме))
Кажется, я "копаю" в правильном направлении. Но не лопатой, а десертной ложкой. Кто бы мне подогнал серьёзную технику?..