Дени Вильнёв - это из тех режиссеров, про которых я много слышала, но до которых у меня все руки не доходили. А руки не доходят у меня как (если дело фильмов касается): вот вроде бы выходит фильм, его очень хвалят, актеры там хорошие, красиво он снят, но читаю я описание - и не хочется мне его немедленно бежать и смотреть. Sicario, Enemy, Prisoners - все я пропустила успешно.
Но историю про то, как лингвист пытается расшифровать язык пришельцев, я пропустить не могла. Это фильм из серии "если не я, то кто же". Это фильм, где обсуждают (и показывают!) гипотезу Сепира-Уорфа и говорят "ты подходишь к лингвистике как к математике". Это фильм, который, наверное, ближе всего к Interstellar по своему духу, это такая фантастика, которой мало в последнее бывает, хорошая добрая, не ба-бац, а про людей и их истории. Как и Интерстеллар, фильм прекрасен визуально (и операторская работа. и визуальные спецэффекты), и музыка совершенно шикарная.
Теория лингвистической относительности - это, пожалуй, то лучшее, что есть в языкознании, и папины лекции на эту тему были, пожалуй, мои самые любимые, поэтому мне совершенно непонятно, как можно считать эту область знания гипотезой, а не фактом. Собственно, если кратко, то язык влияет на то, как мы видим мир. Часто очень (включая статью в википедии) иллюстрируют это примерами исследований про то, как люди, владеющие разными языками, видят цвета, про какие-то исследования мне рассказывали на лекциях "Язык и когнитивная деятельность" в Университете Орегона (но если я начну пересказывать вам папины и другие лекции, мы слишком далеко уйдем от фильма и можем не вернуться.
Собственно, с моей точки зрения весь фильм - это история про то, как героиня фильма выучила язык пришельцев и стала видеть мир по-другому. И вот тут мы подходим к ключевому вопросу, которым мучаются зрители фильма: выбор героини в конце фильма - это этический выбор или личный?
Поэтому сейчас я сделаю еще одно лирическое отступление и расскажу вам, почему я ушла из искусства из лингвистики. Лингвистика (по крайней мере та ее часть, которая мне была интересна) - очень точная наука, которая да, практически математика. Когда я сейчас пытаюсь объяснить свое первое образование своим нынешним коллегам (программистам и прочим айтишникам) я говорю так: лингвстика - это тестирование кода, который ты не видишь, ну или обратная разработка - когда ты пытаешь восстановить, как работает программа, нажимая в ней разные кнопки. Собственно, как и в любой программе, в языке много "багов" - это различные исключения из правил или накопившиеся нелогичности, в общем, то, что хотелось бы исправить. И вот тут я скажу очень очевидную вещь, но... лингвист не может поменять язык и особенно не может поменять то, как им пользуются миллионы/тысячи носителей. Поэтому для меня переход в ИТ - это был переход туда, где тоже действуют четкие закономерности, но где я могу как-то повлиять на конечный результат. Лингвистика - слишком созерцательная наука для меня, хоть и прекрасная.
Так вот, с моей точки зрения, у героини фильма не было никакого выбора вообще, это же язык, она теперь так видит, но она не может его поменять.
Один из лучших фильмов года, да.